Рыбы могут различать человеческие лица

Учёные использовали набор из 62 европеоидных женских лиц. В ходе первого испытания (рисунок А) рыбы выбирали фотографии, на которых изображено не только лицо, но и характерная форма головы. Для второго эксперимента (рисунок B) фото отредактировали.

Исследование учёных из Оксфордского (University of Oxford) и Квинслендского (The University of Queensland) университетов показало, что рыбы-брызгуны способны распознавать лица с высокой степенью точности — впечатляющее достижение для животных, у которых нет сложно организованного мозга. Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports.

«Отличить друг от друга множество человеческих лиц — удивительно сложная задача, во многом потому, что все человеческие лица обладают одними и теми же основными особенностями, — объясняет ведущий автор исследования Кейт Ньюпорт (Cait Newport). — Все лица имеют два глаза над носом и рот, поэтому чтобы различать людей, мы должны быть способны уловить тонкие различия в этих характеристиках. Если принять во внимание внешнюю схожесть некоторых членов семей, это задание может быть очень сложным».

«Высказывались гипотезы о том, что это настолько сложная задача, что справиться с ней могут только приматы, которые обладают большим и сложным мозгом, — говорит Ньюпорт. — Тот факт, что распознаванием лиц занимается отдельная область человеческого мозга, позволяет предположить, что человеческие лица чем-то отличаются от всех остальных. Чтобы проверить эту гипотезу, мы хотели узнать, способно ли на это другое животное, с меньшим и более простым мозгом, у которого не было эволюционной необходимости узнавать человеческие лица». Исследователи обнаружили, что рыбы, которые не обладали сложно организованной зрительной корой головного мозга, как приматы, тем не менее, могли отличить одно человеческое лицо от 44 других.

Пятнистые брызгуны (Toxotes chatareus) брызгают водой на сушу или в воздух, чтобы сбить и впоследствии съесть насекомых. В ходе двух экспериментов над аквариумом, параллельно поверхности воды, учёные подвешивали экран, на котором отображались два человеческих лица. При попадании струёй воды в одно из них, рыба получала награду — кусочек корма, при попадании во второе испытание прерывалось. После того, как рыбы научились распознавать эти лица, им показывали другие пары: 44 новых и одно уже известное — то, которого нужно было избегать. В большинстве случаев животные предпочитали незнакомые фотографии и получали за это награду. Брызгуны выполняли задание даже после того, как учёные убрали цвет и обрезали фото таким образом, чтобы не была видна форма головы. В ходе первого эксперимента животные делали правильный выбор в 81% случаев. Когда яркость и цвет фото были стандартизированы, точность достигала 86%.

«Мозг рыб имеет более простое строение, чем человеческий, — говорит Ньюпорт. — У них нет структуры, которую люди используют для распознавания лиц. Несмотря на это, многие рыбы продемонстрировали впечатляющее визуальное поведение». «Тот факт, что рыбы-брызгуны могут научиться выполнять эту задачу позволяет предположить, что для распознавания человеческих лиц не обязательно нужны сложно организованные мозги», — добавляет он.