Наземное растение утратило гены, адаптируясь к жизни в воде

Морская трава — взморник морской (Zostera marina).
Взморник морской (Zostera marina).

Международная коллаборация учёных расшифровала геном взморника морского (Zostera marina) — многолетнего травянистого растения. Оказалось, что взморник, который когда-то рос на суше, а затем приспособился к жизни в воде, в процессе адаптации утратил некоторые гены.

«Поскольку цветковые растения возникли и развивались на суше, можно ожидать, что многие генетические свойства взморника будут такими же, как у сухопутных растений. Изучив различия между ними, мы сможем узнать, как взморник приспособился к морской среде», — говорит Матс Тёпель (Mats Töpel), научный сотрудник отдела Морских наук Гётеборгского университета. Он работал в составе одной из 35 научных групп, занимавшихся расшифровкой генома.

Учёные выяснили, что взморник морской полностью утратил гены, ответственные за устойчивость к ультрафиолету, формирование устьиц — пор на листьях, которыми растения «дышат», — и некоторые другие. Кроме того, растение лишилось фитохрома — сине-зелёного пигмента, который поглощает красный и дальний красный света спектра.

«Это хороший пример того, что эволюция не только накапливает полезные признаки; организмы могут выиграть, утратив определённые гены и свойства», — поясняет Тёпель. Он отмечает также, что необходимо продолжать исследования: «Пока мы затронули лишь верхушку айсберга. Необходимо провести множество биоинформационных анализов взморника. Становятся доступны всё больше геномов других организмов, и мы можем провести новые сравнения».