Динозавры вели себя по-птичьи

Брачные игры динозавров
Брачные игры динозавров в представлении художника.

Брачное поведение динозавров было похоже на птичье, и этому найдены доказательства в отложениях возрастом 100 миллионов лет.

Раскопки и интерпретацию полученных в их ходе данных проводила группа исследователей под руководством Мартина Локли (Martin Lockley), профессора геологии в Колорадском университете в Денвере (США).

Локли и его команда обнаружили крупные «потёртости» в слоях древних песчаников Западного Колорадо. Эти древние следы похожи на те, что оставляют современные птицы, когда в процессе брачных игр имитируют строительство гнезда. Это поведение служит для того, чтобы самцы могли продемонстрировать свои способности перед потенциальным партнёром и победить в конкурентной борьбе.

«Это первые из когда-либо обнаруженных участков, на которых обнаружены признаки ритуалов спаривания динозавров и первые физические доказательства поведения ухаживания, — говорит Локли. — Эти огромные следы заполняют недостающий пробел в нашем понимании поведения динозавров».

Находка не единична — Локли, специалист по следам динозавров, обнаружил свидетельства о более чем пятидесяти вмятинах, которые можно соотнести с деятельностью динозавров, некоторые выглядят как большие ванны. В этом районе обнаружены подтверждённые следы хищных и травоядных динозавров. Участки со следами ритуалов ухаживания динозавров, их токовища, обнаружены в двух национальных природоохранных территориях США (Домингес — Эскаланте и ущелье Ганнисона).

Ископаемые доказательства подтверждают теорию о природе спаривания динозавров и работе такого фактора эволюции, как половой отбор. Поведение, способствующее половому отбору, распространено у млекопитающих и птиц. Но до сих пор учёные могли только предполагать о наличии брачного поведения у динозавров. По словам Локли, полученные свидетельства имеют далеко идущие последствия для понимания поведения вымерших животных. Схожесть со следами, оставляемые современными птицами, даёт основания предполагать, что динозавры во многом вели себя по-птичьи.

Свидетельства брачного поведения динозавров
Свидетельства брачного поведения динозавров: a — карта местности, где обнаружены следы, b — крупный план следов динозавров, с — общий вид одного из мест, где найдены следы. / Источник — http://www.nature.com/articles/srep18952/figures/1.

Локли и его команда не имели возможности отделить найденные следы от каменных плит, не повредив их. Поэтому с помощью фотограмметрии были сделаны их компьютерные модели. Для Денверского музея природы и науки были сделаны и копии из стекловолокна по резиновым слепкам.