Наследственная информация хранится не только в ДНК

Гистоны обеспечивают структурную поддержку  хромосомы. Для того чтобы очень длинные молекулы <abbr lang="ru" title="Дезоксирибонуклеиновая кислота">ДНК</abbr> помещались в клеточном ядре, они должны быть "намотаны" на гистоновый комплекс, так хромосома получает свою компактную форму.
Гистоны обеспечивают структурную поддержку хромосомы. Для того чтобы очень длинные молекулы ДНК помещались в клеточном ядре, они должны быть "намотаны" на гистоновый комплекс, так хромосома получает свою компактную форму.

Характеристики живых организмов, передаваемые из поколения в поколение, «прописаны» не только в ДНК, но и в других молекулах клеток. Об этом свидетельствует работа, проведённая учёными Эдинбургского университета (Великобритания).

Исследователи обратили внимание на клеточные белки, гистоны, которые не являются частью генетического кода, а служат основой, на которую «наматывается» ДНК. Гистоны, как известно, играют роль в механизме «включения» генов.

Оказалось, что изменения в гистонах, влияющие на то, какие гены будут работать, могут передаваться из поколения в поколение.

Впервые удалось показать, что не только ДНК отвечает за то, какие характеристики будут переданы по наследству. Дальнейшая работа по изучению этого механизма должна прояснить, каким образом и когда этот способ наследования задействован в природе, и как он связан с конкретными особенностями характера или показателями здоровья.

Исследование ставит перед учёными множество вопросов. Изменяются ли гистоны под воздействием окружающей среды? Влияют ли на них стресс или диета?

Полученные данные подтверждают давние ожидания учёных, предполагавших, что гены могут контролироваться из поколения в поколение посредством подобных изменений. Впрочем, ещё неизвестно, насколько распространён процесс, оговариваются авторы.

Эксперименты были проведены на дрожжевой культуре. В клетках были изменены гистоновые белки, что привело к выключению соответствующих генов. Эффект был унаследован последующими поколениями дрожжевых клеток.

«Мы получили убедительные доказательства того, что изменения в гистоновой основе, образующей хромосому, могут быть скопированы и переданы последующим поколениям. Это подтверждает идею о том, что наследуемые признаки могут быть и эпигенетическими, то есть они являются не исключительно следствием изменений в ДНК», — говорит профессор Робин Оллшир (Robin Allshire), возглавивший исследование.