Куртка козья отечественная, топор медный импортный. Учёные снова исследовали «эцин» инструмент

<strong>а.</strong> Топор Эци без топорища; <strong>b.</strong> Дефект на тыльной части, откуда были взяты микрообразцы для исследования.
а. Топор Эци без топорища; b. Дефект на тыльной части, откуда были взяты микрообразцы для исследования.

Прошло 25 лет с обнаружения знаменитого «Ледяного человека» Эци, а 5300-летняя мумия продолжает подбрасывать учёным загадки и одновременно — снабжать их новыми знаниями о здоровье, повседневной жизни и даже социальной организации людей эпохи раннего медного века. Специалисты уже анализировали содержимое желудка, кишечника и лёгких мумии, брали пробы ДНК из его одежды, обуви и колчана, разглядывали под микроскопом кровь с ножа и стрел. Не остался без внимания учёных и медный топор. Прекрасно сохранившееся орудие вместе с древком, фиксирующими ремешками и берестяным дёгтем — древнейшая находка такого рода. Более старых металлических изделий вместе с древком ещё никто не находил. Именно благодаря наличию древка топор удалось датировать радиоуглеродом и подтвердить его возраст — 5300 лет. И, конечно, специалисты постарались «выжать из топора всё». Ещё 15 лет назад авторы новой статьи в Plos One изучили микроструктуру металла с помощью нейтронографии и выяснили, что топор был отлит в двустворчатой форме. А ещё его никогда не ковали.

Ранее исследования различных топоров медного века показали, что в процессе эксплуатации эти изделия многократно нагревали, чтобы убрать напряжения и деформации, и затем подвергали лёгкой ковке.

Теперь авторы исследования решили выяснить, откуда происходит медь, из которой сделан топор. С этой целью в 2016 году они, с разрешения научного комитета, получили микрообразцы металла. Их взяли из самого незаметного места — с внутренней поверхности дефекта на тыльной части топора (дефект, вероятно, появился из-за того, что древко, которое приматывалось ремнями с тыльной стороны топора, неравномерно давило на него при использовании; кстати, именно в силу такой конструкции тыльную часть этого древнего инструмента нельзя считать обухом). Под микроскопом, с помощью специального стального инструмента, от бесценного топора отделили 3 крошечных фрагмента — общим весом 6,7 мг.

Самый крупный фрагмент использовали для анализа содержания изотопов свинца. А два меньших — для химического анализа, металлографии и электронной микроскопии. Эти данные предстояло соотнести с геохимической базой данных по известным месторождениям медной руды в Альпах («Альпийский археомедный проект»), на Иберийском полуострове, в Тоскане, Сардинии, Апеннинах, Центральной Европе, Балканах, Скандинавии, Британских островах и даже в Северной Африке.

Что показали тесты?

Химический анализ показал небольшие примеси мышьяка и серебра, железо, никель и висмут, а также свинец в концентрациях, достаточных для изотопного анализа.

По содержанию изотопов свинца топор Эци оказался близок к ряду месторождений, принадлежащих хорошо определённому региону — Южной Тоскане.

Все залежи руды Южных Альп имеют заметно более низкие значения 206Pb/204Pb, чем медь топора. Шахты Австрии также не подходят. Ещё до этого химический анализ показал, что в металле топора Эци отсутствует сурьма, характерная для тирольских месторождений.

Итак, достаточно надёжно установлено, что металл, из которого сделан топор, добыт на рудниках Южной Тосканы, а не Альп или Балкан, хотя оба региона в то время уже использовались для добычи руды. К слову, между Тирольскими Альпами (родиной Эци) и Южной Тосканой — более 500 км.

По данным археологов, в Тоскане, в районе города Сан-Карло, находился древний металлургический центр (радиоуглеродные даты для шлака в Сан Карло — 3400—3100 тыс. лет до н. э.) Более того, химическая композиция металлических брызг, найденных в Сан-Карло, очень похожа на состав топора Эци: достаточно чистая медь с примесями мышьяка и висмута.

Остаётся открытым вопрос, что было импортировано из Тосканы: сам топор или только сырьё для его изготовления. Возможно, что на родину Эци прибыло уже готовое изделие. По крайней мере, форма топора со слабо изогнутой кромкой была типична для центральной Италии. Зачем топор везли так далеко? В Тирольских Альпах ценился тосканский импорт?

Исследование топора Эци позволило специалистам по-новому взглянуть на так называемую культуру Риналдоне. Эту культуру, распространённую в Тоскане, специалисты традиционно относили ко второй половине III тысячелетия до н. э. Однако новые радиоуглеродные датировки удревняют её на тысячу лет. Возможно, представители Раналдоне имели отношение к поставкам тосканской меди на север, к соплеменникам Эци.

В заключение статьи исследователи приводят данные по содержанию изотопов свинца в известных медных изделиях, найденных археологами к северу и югу от Альпийского региона и датированных IV—III тыс. лет до н. э. Оказывается, все объекты к югу от Альп (север и центр Италии) сделаны из тосканской и южно-альпийской меди, а находки с севера (Тироль) и востока (Сербия) — из балканской меди, в основном из руд Сербии и Болгарии.

Вероятно, в ту пору Альпы представляли собой некий барьер для торговых путей, по крайней мере в отношении транспортировки меди. Таким образом, топор Эци проливает некий свет и на распространение культур раннего медного века.