Метиленовый синий способен сохранить кожу молодой

Под влиянием метиленового синего модель человеческой кожи (на фото справа) увеличила свою толщину, то есть, «помолодела».

В новом исследовании, проведённом на базе Мэрилендского университета в Колледж-Парке (University of Maryland, College Park), утверждается, что распространённое, недорогое и безопасное химическое соединение может замедлить процесс старения человеческой кожи. Речь идёт об антиоксиданте метиленовом синем. Когда им обработали культуру клеток кожи человека и препарат, воспроизводящий кожу, некоторые признаки старения даже удалось обратить вспять. Результаты исследования были опубликованы онлайн в издании Scientific Reports.

«Наше исследование предполагает, что метиленовый синий может рассматриваться как мощный антиоксидант для использования в уходовой косметике, — рассказывает ведущий автор работы Кань Цао (Kan Cao), доцент клеточной биологии и молекулярной генетики Мэрилендского университета в Колледж-Парке. — Эффект, который мы наблюдали, носит постоянный характер — метиленовый синий вызывает фундаментальные изменения в клетках кожи».

Эксперимент, в ходе которого метиленовый синий взаимодействовал с клетками кожи, продлился четыре недели. Клетки были получены как у здоровых доноров среднего возраста, так и у пациентов с прогерией, редким генетическим заболеванием, значительно ускоряющим естественные процессы старения. Помимо метиленового синего учёные протестировали три других распространённых антиоксиданта: N-ацетилцистеин, MitoQ и MitoTEMPO. Метиленовый синий оказался эффективнее, чем другие опробованные соединения — он уменьшил выраженность возрастных симптомов как в клетках здоровых доноров, так и в клетках, полученных от больных прогерией. Благодаря антиоксидантному воздействию красителя фибробласты, клетки, вырабатывающие коллаген, меньше страдали от воздействия активных форм кислорода. В итоге доля погибших клеток в культуре сократилась, а количество клеточных делений, напротив, выросло.

Затем Цао и её коллеги протестировали влияние метиленового синего на фибробласты, полученные от пожилых доноров, людей в возрасте более 80 лет. К концу четырёхнедельного эксперимента в клетках был обнаружен ряд улучшений. В частности, уменьшилась экспрессия двух генов, считающихся маркерами клеточного старения: гена ассоциированной со старением бета-галактозидазы и гена p16.

Чтобы провести дополнительные эксперименты, учёные использовали специально разработанную «искусственную кожу» — трёхмерную модель живой человеческой кожи, состоящую из трёх основных слоёв и базовых структур покровных тканей нашего организма. Фактически, в этой модели отсутствовали только волосяные фолликулы и потовые железы. По словам Цао, эта модель может быть использована Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (Food and Drug Administration) для проведения тестов новых косметических продуктов с добавлением метиленового синего.

«Разработанная нами система позволила нам изучить влияние метиленового синего на различные признаки старения, не воспроизводимые в клеточной культуре, — поясняет Цао. — Самое удивительное, что мы обнаружили — после обработки этим антиоксидантом модель кожи стала содержать больше воды и увеличилась в толщине. А это — признаки более молодой кожи».

Исследователи также использовали модель для проведения тестов на безопасность косметических средств с добавление метиленового синего. Оказалось, что антиоксидант даже в высоких концентрациях практически не вызывает раздражения. Основываясь на этих результатах, Цао и её коллеги надеются вскоре разработать безопасные и эффективные продукты, обладающие полезными свойствами метиленового синего — команда уже начала работать в этом направлении.