Большинство привычных для нас пород собак возникли не так давно. Однако, оказывается, уже 9 тыс. лет назад племенам охотников, обитавшим на крайнем севере, служили как минимум две разные породы собак: одна — охотничья и другая — ездовая. Об этом говорят находки российских археологов на острове Жохова.
Когда, где и зачем люди одомашнили собаку? Сколько времени занял этот процесс? Специалисты до сих пор не пришли к единому мнению по этим вопросам. Но очевидно, что наши четвероногие друзья не стали такими, какими мы их знаем, мгновенно. Достаточно сказать, что древнейшие (спорные) находки собак относятся к началу верхнего палеолита, а большинство современных пород сформировались уже в последние столетия. Древнейшие собаки, вероятно, совсем не спешили подружиться с людьми. Представьте себе волкообразных существ, которые ошивались около человеческих стоянок в надежде на вкусную кость мамонта или другое угощение с «барского стола». Это называется «1-я стадия одомашнивания».
Уже затем, спустя длительное время, люди стали отбирать наиболее ручных особей и, вероятно, брать с собой на охоту. Начался искусственный отбор — это 2-я стадия. И, наконец, стадия 3-я: человек начал вести целенаправленную селекцию, формируя породы, годящиеся для определённых нужд — будь то охрана жилища или перевозка грузов. Когда же наступила 3-я стадия? Как утверждают авторы новой статьи в Journal of Archaeological Science, породы собак служили людям уже 9 тыс. лет назад, причём на арктическом Севере. Кстати, исследование выполнено российскими учёными — петербургскими археологом Владимиром Питулько и археозоологом Алексеем Каспаровым. Учёные уже много лет занимаются раскопками на острове Жохова, находящемся в 500 км к северу от российского берега, в Восточно-Сибирском море. С 1989 года специалисты, изучающие поселения древних людей, раскопали на острове территорию площадью 600 м2. Когда-то остров был частью материка и его населяли племена охотников. Судя по найденным останкам животных, древние обитатели Жохова добывали оленей, а также — что удивительно! — активно охотились на белых медведей. Датировки в 9 тыс. лет делают стоянку древнейшей на таких высоких широтах.
Среди находок специалистам попадались кости животных, похожих на собак. К настоящему времени образовалась коллекция из 151 костного фрагмента, в том числе 2 прилично сохранившихся черепа и 12 нижних челюстей. Судя по особенностям строения, эти существа могли быть или древними собаками, или гибридами собак и волков. В 2015 году из находок удалось извлечь митохондриальную ДНК. У животных обнаружилась гаплогруппа A, характерная для современной домашней собаки и распространённая в северной Евразии. Таким образом, по генетике животные, найденные на Жохове, оказались собаками. Специалисты решили убедиться в этом, сравнив находки с черепами современных собак и волков. С этой целью использовалась коллекция Зоологического института (Санкт-Петербург): 24 черепа волков и 32 черепа собак породы хаски, служивших коренным жителям Восточной Сибири. Поскольку современные аборигенные собаки «уже не те», обычно смешаны с мигрантами из Европы, учёные использовали материалы, полученные экспедициями рубежа XIX—XX веков. Для сравнения специалисты привлекли и черепа собако-волчьих гибридов.
Череп собаки, конечно, сильно изменчив, но у «классических» пород он отличается от волчьего более высоким лбом и короткой мордой. Два наиболее хорошо сохранившихся черепа с острова Жохова по строению походили на собак, а не на волков. Один из них, судя по состоянию зубов, принадлежал очень старой особи. У второго обнаружились некоторые волчьи черты — специалисты полагают, что он мог принадлежать потомку собако-волчьего гибрида.
Нижние челюсти по своим размерам также соответствовали собачьим, лучше всего вписываясь в пропорции современных ездовых и охотничьих «хаскиподобных» собак.
На основании имеющихся останков учёные рассчитали средний вес древних собак — примерно 19 кг. Известно, что 20—25 кг — это оптимальный вес для ездовой собаки. Более мелкая не потянет сани, а слишком крупная быстро устаёт и при этом требует много корма.
Однако среди находок выделялись останки особо крупного животного, весом около 30 кг, резко отличавшегося от остальных 10 особей и похожего на аляскинских маламутов (ездовых собак эскимосов). Такую разницу не объяснить половым диморфизмом, ведь у собак различия между самцами и самками не очень велики. Авторы исследования выдвинули гипотезу: 10 собак были ездовыми, а 11-я здоровенная псина — охотничья, помогавшая добывать белого медведя. Ездовые собаки 9 тыс. лет назад? Невероятно! Раньше считалось, что специализированные породы появились не раньше бронзового века. Однако есть веский довод в пользу гипотезы Питулько и Каспарова — найденные на Жохове остатки древних саней с полозьями, весьма похожих на те, которыми ещё недавно пользовались некоторые северные народы. Итак, если гипотеза подтвердится — это будет означать, что уже в начале голоцена на арктическом севере люди целенаправленно разводили как минимум две разные породы собак.
Ещё одна любопытная деталь: судя по характерным следам на двух черепах, головы этих собак преднамеренно отделили от туловищ с помощью острых каменных орудий — вероятно, вкладышевых ножей. При этом черепа не использовали в пищу — их черепные коробки целы, в отличие от многочисленных оленьих и медвежьих черепов, которые, как правило, раздроблены. Поэтому археологи предполагают, что отрезание голов собакам было частью некоего ритуала.
Поскольку ездовые породы не могли появиться вдруг, авторы статьи полагают, что процесс одомашнивания и селекции собак начался на Жохове ещё на тысячелетия раньше. Когда же? Питулько и Каспаров считают, что собаки были бы бесполезны при охоте на крупных млекопитающих (при этом авторы критикуют гипотезу Пэт Шипман (Pat Shipman) о кроманьонцах с собаками — охотниках на мамонтов. Эта гипотеза изложена в недавно переведённой на русский язык книге «Захватчики»). Бизон, носорог или, тем более, мамонт легко защищали себя от волков. Вот когда 15 тыс. лет назад климат стал меняться, а мегафауна — вымирать, охотники переключились на добычу помельче. На севере объектом промысла стали олени, которые кочевали на значительные расстояния, а за ними гнались древние охотники. Вот тут-то и пригодились четвероногие друзья — и как помощники на охоте, и даже, видимо, как транспортное средство.
«До этого в домашних собаках нужды не было», — считает Владимир Питулько. Кстати, статью он посвятил своему любимцу, 15-летней таксе по кличке Ливерпуль.