Учёные выяснили, почему некоторые песни застревают в голове

+7 926 604 54 63 address
 Чтобы намертво застрять в голове, песне не обязательно быть хитом. Главное — обладать нужными мелодическими характеристиками.
Чтобы намертво застрять в голове, песне не обязательно быть хитом. Главное — обладать нужными мелодическими характеристиками.

Учёные из Лондонского (University of London) и Тюбингенского университетов (нем. Eberhard Karls Universität Tübingen) выяснили, почему некоторые песни никак не выходят из головы. Они определили, что отличает навязчивые мелодии от всех остальных и составили хит-парад самых непобедимых композиций. Подробное 14-страничное исследование опубликовано в журнале Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts.

«Полученные результаты показывают, что на основе мелодического склада композиций можно до некоторой степени предсказать, какие из них надолго застрянут в головах слушателей, — говорит ведущий автор работы, доктор Келли Якубовски (Kelly Jakubowski). — Это знание поможет авторам песен и рекламщикам сочинять мотивы, которые все будут помнить несколько недель или месяцев». Исследователи попросили 3000 человек назвать мелодии, которые застревают в сознании чаще всего и сравнили их с песнями, которые так же часто оказывались в британских чартах, но не были настолько навязчивыми. Затем они проанализировали MIDI-файлы с песнями с помощью специального ПО и сравнили мелодические свойства двух типов композиций. «Теперь мы знаем, что, независимо от того, насколько песня успешна в хит-парадах, существуют определённые мелодические особенности, которые заставляют мотив застревать в голове, как своего рода личную музыкальную заставку», — комментирует Якубовски.

Оказалось, что особенно прилипчивые песни имели распространённый мелодический склад, то есть, больше остальных напоминали типичные поп-мотивы. Один из самых популярных мелодических приёмов можно услышать в открывающем риффе песни «Move like Jagger» группы Maroon 5, где высота звука сначала повышается, а затем понижается.

Ещё один важный компонент непобедимо прилипчивой песни — необычная интервальная структура: неожиданные скачки мелодии или необычно частые повторения отдельных её фрагментов. «Эти прилипчивые песни имеют довольно быстрый темп, а также распространённую мелодику и непривычные интервалы или повторы, которые мы слышим в открывающем риффе „Smoke on The Water“ группы Deep Purple или в припеве „Bad Romance“», — говорит Якубовски.

Учёные составили «хит-парад» самых навязчивых песен. Интересно, что Леди Гага попала в него аж три раза — певицу можно поздравить, ведь ей удаётся писать хиты, которые намертво впечатываются в сознание.

  1. «Bad Romance», Леди Гага
  2. «Can’t Get You Out Of My Head», Кайли Миноуг
  3. «Don’t Stop Believing» группы Journey
  4. «Somebody That I Used To Know», Готье
  5. «Moves Like Jagger» группы Maroon 5
  6. «California Gurls», Кэти Перри
  7. «Bohemian Rhapsody» группы Queen
  8. «Alejandro», Леди Гага
  9. «Poker Face», Леди Гага
.
Комментарии