Какаду и набор инструментов

+7 926 604 54 63 address
 Какаду Гоффина (<i>Cacatua goffiniana</i>).
Какаду Гоффина (Cacatua goffiniana).

Какаду Гоффина (Cacatua goffiniana) добавлены в короткий список животных, не только способных к орудийной деятельности, но использующих и переносящих наборы инструментов.

В исследовании, опубликованном 10 февраля в журнале Current Biology, сообщается, что какаду переносят несколько инструментов к месту работы, когда в этом возникает необходимость. О подобном поведении ранее сообщалось только в отношении шимпанзе, наших ближайших родственников.

Какаду Гоффина — маленькие белые попугаи, их родина — островной архипелаг Танимбар в Индонезии. Проживающие в неволе какаду используют и производят инструменты. Данных о том, что эти птицы используют орудия в природе, нет, но в условиях эксперимента свежепойманные какаду способны использовать не просто инструмент, но до трёх различных приспособлений (для извлечения семян конкретного плода).

До сих пор было неясно, рассматривают ли какаду данные инструменты в качестве «набора»; вероятно, то, что похоже на набор, на самом деле не более чем последовательность отдельных применений инструментов, где необходимость в каждом новом инструменте возникает перед животным по мере усложнения задачи.

Группа исследователей провела контролируемые эксперименты, чтобы выяснить, действительно ли какаду осознают, что для выполнения задания требуется более одного инструмента.

«С помощью этого эксперимента мы можем сказать, что так же, как и шимпанзе, какаду Гоффина не только пользуются наборами инструментов, но и знают то, что они пользуются наборами, — говорит Антонио Осуна-Маскаро (Antonio Osuna-Mascaró), биолог-эволюционист из Венского университета ветеринарии. — У них потрясающая гибкость поведения!»

Осуна-Маскаро вдохновился шимпанзе Треугольника Гуалуго на севере Конго, единственным животным, использующим наборы инструментов. Эти шимпанзе выуживают термитов, используя двухступенчатый процесс: сначала применяют тупую палку для проделывания отверстий в термитнике, затем втыкают длинную гибкую «удочку», чтобы достать термитов из отверстий.

Команда Осуна-Маскаро поставила перед какаду задачу выловить орехи кешью.

Чтобы сымитировать ситуацию с отловом термитов, исследователи дали какаду коробку с кешью с мембраной из прозрачной бумаги (см. видео). Чтобы добраться до кешью, какаду требовалось пробить мембрану и затем «выудить» кешью. Попугаям давали короткую заострённую палочку — для проделывания отверстий и вертикально разрезанную напополам пластиковую трубку — для вылавливания.

Семеро из десяти исследуемых какаду научились извлекать кешью, проткнув мембрану; а двое из них (Фигаро и Фини) выполнили задание за 35 секунд с первой попытки. В дикой природе какаду не имеют подобных привычек в кормёжке, так что использование врождённых навыков было исключено, к тому же все какаду пользовались несколько разными способами.

Затем команда исследовала способность какаду использовать гибкость в подходе к применению инструментов в зависимости от ситуации. С этой целью они давали каждому какаду два типа коробок: с мембраной и без. Какаду давали те же два инструмента, но заострённая палочка требовалась не всегда.

«Какаду приходилось действовать в соответствии с поставленной задачей; иногда требовался набор инструментов, а иногда достаточно было лишь одного инструмента», — говорит Осуна-Маскаро.

Все какаду справились с тестом очень быстро — они в состоянии понять, когда одного инструмента достаточно. Но в ходе выбора птицы вели себя весьма интересно.

«Выбирая инструмент, они поднимали один из них, отпускали его, поднимали второй, отпускали, возвращались к первому варианту и так далее», — говорит Осуна-Маскаро.

Исследователи обнаружили, что, когда какаду переключались таким образом, они лучше проходили испытание.

Затем команда оценила способность какаду переносить инструменты в виде набора по необходимости. Они провели с какаду ряд постепенно усложняющихся тестов, в которых требовалось добраться до коробок: сначала им нужно было взобраться вместе с инструментами по коротенькой лестнице, затем пролететь с ними в горизонтальном направлении; в финальном тесте им нужно было лететь с инструментами вертикально. Как и до этого, птицам лишь в некоторых случаях давали коробку с мембранным барьером, так что им приходилось выбирать сколько инструментов требовалось для решения проблемы — один или оба.

Некоторые какаду научились переносить два инструмента сразу — вставив короткую палочку для протыкания в канавку половинки трубочки — когда им давали коробку, для которой нужны были оба. Это означало, что лететь им нужно было всего один раз, хотя инструменты при этом были тяжелее.

Большинство какаду переносили инструменты исходя из необходимости, ещё раз показывая то, что они заранее знали, что нужны два инструмента; хотя некоторые при необходимости летали по два раза.

Один какаду, Фигаро, не тратил время на размышления, вместо этого брал с собой оба инструмента почти на каждом задании.

«Мы правда не знали, станут ли какаду переносить два объекта одновременно, — говорит Элис Ауэрсперг (Alice Auersperg), одна из главных авторов исследования, когнитивный биолог из Венского ветеринарного университета. — Тут всякое могло случиться, поскольку я видела, как птицы играючи комбинируют предметы, но очень редко они переносят более одного предмета за раз при нормальных условиях».

О том, как какаду пользуются инструментами, предстоит узнать много нового.

«Мы полагаем, что в отношении технического мышления и использования инструментов попугаи недооценены и недоизучены», — говорит Ауэрсперг.

«Мы узнали насколько проворно какаду пользуются набором инструментов, но нам ещё многое предстоит доисследовать, — говорит Осуна-Маскаро. — Нам очень интересно их поведение при переключении (с инструмента на инструмент — прим. перев.), и мы определённо воспользуемся этим, чтобы лучше понять то, как они принимают решения и каковы их метакогнитивные способности, позволяющие им осознавать собственные знания».

.
Комментарии