Бывший директор Майкрософт нашёл ошибки в вычислениях учёных NASA

Инфракрасный космический телескоп Wide-field Infrared Survey Explorer (WISE), рисунок.

Бывший технический директор «Майкрософт» утверждает, что учёные NASA допустили грубые ошибки при оценке размеров более 157 000 астероидов. Статью с критикой результатов исследований Натан Мирволд (Nathan Myhrvold) выложил в крупнейший бесплатный архив электронных публикаций arXiv.org

В 2009 году NASA был запущен инфракрасный космический телескоп WISE (Wide-field Infrared Survey Explorer, «Широкоугольный инфракрасный обзорный исследователь»). Главной его задачей в ходе одноимённой программы был полный обзор неба и поиск ультраярких инфракрасных галактик, коричневых карликов, астероидов и комет. В 2010 году телескоп приступил к выполнению миссии NEOWISE по поиску околоземных объектов. После её завершения в 2011 году спутник перевели в спящий режим, а два года спустя «разбудили», чтобы телескоп — переименованный в NEOWISE — продолжил поиск угрожающих Земле астероидов и комет. В ходе миссий WISE и NEOWISE телескопу удалось обнаружить больше астероидов, чем любой обсерватории.

Однако Мирволд утверждает, что статьи учёных NASA полны статистических ошибок. «Ни один их результат невозможно воспроизвести», — сказал он журналу ScienceInsider. В исследовании 2011 года команды миссий WISE и NEOWISE сообщили, что определили диаметр астероидов с погрешностью менее 10%. Но Мирволд заявляет, что учёные не учли погрешность при экстраполяции закономерностей небольшой выборки на генеральную совокупность и не включили закон излучения Кирхгофа в свою тепловую модель астероидов. Опираясь на собственные модели, Мирволд говорит, что погрешность в расчётах составляет 30%, а в некоторых случаях все 300%. Статью с анализом результатов миссий WISE/NEOWISE Мирволд подал для рецензирования и публикации в журнал Icarus.

Учёные NASA считают, что критику Мирволда не стоит принимать во внимание. «Если бы мне давали премию за каждую ошибку, которую я нашёл в его работе, я бы разбогател», — говорит ведущий исследователь WISE Эдвард Л. Райт. Он добавляет, что данные WISE хорошо согласуются с наблюдениями двух других инфракрасных телескопов, AKARI (яп. あかり, «Свет») и IRAS (InfraRed Astronomical Satellite, «Инфракрасный астрономический спутник»). Райт утверждает, что после калибровки по наблюдениям, полученным с помощью других космических аппаратов, погрешность составила около 15%.

Эми Майнцер (Amy Mainzer), ведущий исследователь NEOWISE, отмечает, что в статье Мирволда тоже есть ошибки, а в одной из формул он перепутал радиус и диаметр. «Мы читали разные версии этой статьи на протяжении многих месяцев, и пытались указать автору на проблемы, — говорит она. — Мы настоятельно рекомендовали отправить её в журнал на рецензирование. Однако он опубликовал статью без рецензирования». Мирволд возражает, что исправляет ошибки, однако считает, что они «косметические» и не затрагивают оснований его критики. Он говорит, что учёные отстаивают свою позицию потому, что многие из них участвуют в разработке нового телескопа NEOCam и не хотят скомпрометировать проект.

Натан Мирволд — сооснователь компании Intellectual Ventures, бывший технический директор Майкрософт и один из авторов кулинарной книги «Modernist Cuisine», посвящённой так называемой «молекулярной кухне». Изучал математику, геофизику и физику космической плазмы в Калифорнийском университете. Получил степень магистра математической экономики и защитил диссертацию по теоретической и математической физике в Принстонском университете. На протяжении года обучался в Кембриджском университете под руководством Стивена Хокинга.