Дата прибытия людей в Америку отодвинута в прошлое. Новые находки в Аргентине

Схема раскопа Арройо Секо 2
Схема раскопа Арройо Секо 2.

Древние артефакты, найденные в ходе археологических раскопок в Аргентине, свидетельствуют о том, что люди заселили Южную Америку раньше, чем предполагалось.

Около 13 000 лет назад в Северной Америке жила группа доисторических охотников-собирателей известных как люди культуры Кловис. Предыдущие исследования показали, что культура Кловис была одной из самых ранних культур в Северной и Южной Америке. Однако более поздние исследования аргентинского региона Пампасы подтверждает гипотезу о том, что ранние Homo sapiens пришли в Северную и Южную Америку раньше, чем охотники культуры Кловис.

Доказательства более раннего прибытия человека в Новый Свет найдены на месте богатых археологических раскопок на юго-востоке Южной Америки под названием Арройо Секо 2 (Arroyo Seco 2). Группа учёных во главе с Густаво Политисом (Gustavo Politis) из Национального совета по научным и техническим исследованиям (исп. Consejo Nacional de Investigaciones Científicas y Técnicas, CONICET) и Национального университета центральной области Буэнос-Айреса (исп. Universidad Nacional del Centro de la Provincia de Buenos Aires) представили результаты исследования в PLOS ONE.

География находки
География находки.

В Арройо Секо 2, исследователи раскопали древние орудия, костные останки различных вымерших видов, а также сломанные кости животных с переломами, вызванными человеческими орудиями. Они использовали радиоуглеродное датирование, чтобы определить возраст костей млекопитающих и провели микроскопический анализ образцов.

Анализ показал наличие в раскопе костей конечностей вымерших млекопитающих, что может свидетельствовать о транспортировке и хранении туш животных для употребления во временном лагере. Кости некоторых видов млекопитающих сконцентрированы в определённой части раскопа, что может указывать на специально отведённые места для разделки туш. Микроскопический анализ также показал, что у некоторых костей были переломы, скорее всего, вызванные каменными орудиями. Останки датированы временем между 14 064 и 13 068 лет назад, и авторы предположили, что Арройо Секо 2, возможно, было занято людьми в течение этого времени.

Кости животных со следами орудийного воздействия
Кости животных со следами орудийного воздействия.

Эта датировка, наряду со свидетельствами из других южноамериканских раскопов, указывает на то, что люди, возможно, прибыли в южную часть Южной Америки до того, как люди культуры Кловис заселили Америку, но после начала последнего ледникового максимума, продолжавшегося от 19 000 до 20 000 лет назад.

Хотя характеристики некоторых из этих археологических материалов можно было бы объяснить без вмешательства человека, совокупность признаков даёт сильное свидетельство об участии человека. Прибытие людей в южную часть Южной Америки 14 000 лет назад, возможно, представляют собой последний шаг в экспансии Homo sapiens по всему миру и окончательном заселении континентов.

Культура Кловис — культура каменного века, распространённая на территории Северной и Центральной Америки, первым свидетельствам которой 14 000 лет.
Основным занятием была охота и собирательство, это подтверждается находками на стоянках костей мамонтов, бизонов, мастодонтов и других млекопитающих. Всего известно более 125 видов растений и животных, используемых людьми Кловис.

Данная культура получила своё название благодаря немногочисленным артефактам, найденным рядом с Кловисом, штат Нью-Мексико, в 1936 и 1937 годах, хотя местные жители сообщали о находках ещё в 20-х годах. Позже стоянки этой культуры были найдены во многих участках США и Мексики. Эта культура считается прародительницей всех американских аборигенов.

В 2013 году международная группа учёных прочитала геном единственного известного представителя культуры Кловис — двухлетнего мальчика Анзик-1 (Anzick-1), жившего 12,5 тысяч лет назад на территории нынешнего штата Монтана. Его Y-хромосома относится к гаплогруппе Q-L54*(xM3), а митохондриальная — к гаплогруппе D4h3a. Качество ДНК позволило прочитать геном 14 раз, что гарантирует низкий уровень ошибок. Сравнение полученных последовательностей с известными геногеографическими данными показывает, что представители культуры Кловис были генетически близки современным индейцам Северной и Центральной Америки и соответственно, являются родственниками азиатов Сибири и Дальнего Востока.