Миссия «Розетта» закончилась

Отсутствие сигнала «Розетты» зафиксировали в командном центре ЕКА 30 сентября, в 14:19 по московскому времени.

В пятницу, 30 сентября, закончилась миссия «Розетта» Европейского космического агентства (ЕКА). Космический аппарат столкнули с кометой 67P/Чурюмова — Герасименко, которую он изучал последние два года. После столкновения сигнал Розетты пропал — это зафиксировали в командном центре ЕКА в Дармштадте в 14:19 по московскому времени.

«Розетта» начала свой последний манёвр в 23:50 по Москве. Космический аппарат нацелили на область неподалёку от региона Маат, куда она опустилась с высоты в 19 километров. Столкновение не прошло даром: станция сделала несколько снимков высокого разрешения, успела изучить окружающие комету газ, пыль и плазму и отправить эти данные на Землю, прежде чем отключиться.

С момента запуска в 2004 году «Розетта» сделала шесть оборотов вокруг Солнца и пролетела почти восемь миллиардов километров. Она стала первой космической станцией, вышедшей на орбиту кометы. 12 ноября 2014 года «Розетта» доставила на поверхность кометы спускаемый аппарат «Филы» (Philae), он провёл исследования и передал результаты на Землю. В ходе миссии учёные составили карту кометы, обнаружили на её поверхности аминокислоты и установили, что местная вода отличается от земной. «„Розетта“ снова вошла в историю, — говорит генеральный директор ЕКА Иоганн-Дитрих Вёрнер (Johann-Dietrich Woerner). — Сегодня мы празднуем успех революционной миссии, которая превзошла все наши мечты и ожидания».

Фото кометы, сделанное «Розеттой» за день до окончания миссии.

Решение об отключении космического аппарата было принято из-за того, что комета — а вместе с ней и верная «Розетта» — двигалась за пределы орбиты Юпитера, удаляясь от Солнца. В результате станция получала всё меньше энергии. Кроме того, в тот момент, когда светило оказалось бы между Землёй и «Розеттой», связь бы ухудшилась — и это должно было продлиться целый месяц. «Это горький конец, но, в конце концов, механика Солнечной системы работала против нас: судьба «Розетты» была решена много лет назад. Но её выдающиеся достижения сохранятся для потомков, ими будет пользоваться следующее поколение молодых учёных и инженеров по всему миру», — говорит директор проекта Патрик Мартин (Patrick Martin). Миссия «Розетты» закончилась, но собранные ею данные будут изучать ещё многие годы.

Коллаж из фотографий, сделанных «Розеттой» перед столкновением с кометой.