Мог ли сумчатый волк сохраниться в материковой Австралии?

Если истребление многих видов было побочным результатом деятельности человека (расширение сельхозугодий, уничтожение естественной среды обитания и т. п.), то тасманийского волка человек истреблял направленно: фермеры убивали его как угрозу стадам овец и домашней птице. На фото — Бенджамин, последний тасманийский волк, умерший в 1936 году в Хобартском зоопарке, Тасмания.

Последние несколько дней умы криптозоологов возбуждены удивительной новостью: на Youtube опубликован ролик, якобы запечатлевший тасманийского волка (тилацина). Живого. Пробегающего мимо человеческого жилья. Причём даже не на Тасмании, а на Аделаидских холмах в Южной Австралии. К сожалению, видеозапись очень короткая и нерезкая, как это почти всегда и бывает, когда речь идёт о записях и фото криптидов или вымерших животных, внезапно будто бы оказавшихся живыми. Итак, что это было?

Видеоролик с будто бы живым тасманийским волком уже набрал на Youtube больше 60 000 просмотров и породил массу споров о том, мог ли это быть давно считающийся вымершим хищник.

Основатель The Thylacine Awareness Group of Australia Нил Уотерс (Neil Waters) однако уверен, что на видео тилацин и никто другой. По его словам, впервые он увидел сумчатого волка в марте 2015 года. Животное будто бы появилось со стороны ручья и побежало через двор. В доме находилось четыре человека, и все они видели тасманийского волка. Ролик же был снят, когда животное заметили во второй раз — в феврале этого года.

Итак, посмотрим ролик.

В комментариях на Youtube пользователи пишут, что по видео такого качества можно решить, что это мог быть, кто угодно, от лисы с облезшим хвостом до кенгуру. Но что думают учёные?

Кэтрин Кемпер (Catherine Kemper) из Южно-Австралийского Музея говорит, что очень трудно точно сказать по видео, был ли это тилацин, но полагает, что это весьма маловероятно. Дело в том, что в историческое время сумчатый волк в Австралии вообще не был зафиксирован. Археологи находили в Южной Австралии его останки возрастом от двух до четырёх тысяч лет, изображения, сделанные в древности аборигенами, но живого сумчатого волка на материке после прибытия европейцев не видели ни разу. Он потому и назван тасманийским, что к тому времени сохранялся только на о. Тасмания. В Австралии же он, как и другой относительно крупный сумчатый хищник, тасманийский дьявол, не выдержал конкуренции с динго и вымер задолго до прибытия первых кораблей из Европы. И если, с огромными оговорками и можно допустить, что микроскопическая популяция тилацина могла каким-то чудом сохраниться на Тасмании, где он встречался в дикой природе ещё в начале XX века и где сейчас вполне процветает тасманийский дьявол, то встретить живого тасманийского волка на материке — это практически невозможно.

Доктор Карл Кружельницки (Karl Kruszelnicki) из Сиднейского университета (University of Sydney) добавляет обоснованных сомнений. «Это просто чудо, что на ролике он вне фокуса. И это в то время, когда у нас есть камеры с автофокусом», — говорит он.

Так что, никто не знает, что за животное мелькает в кадре в ролике Нила Уотерса, но то, что это не тасманийский волк, можно утверждать вполне определённо.

Ниже, кстати, видеокадры последних живых сумчатых волков в тасманийском зоопарке. Посмотрите и сравните с тем, что мелькает на ролике выше.

В 1999 году Национальный австралийский музей в Сиднее объявил о начале проекта по созданию клона сумчатого волка с использованием ДНК щенков этого животного, которые сохранились в музее в заспиртованном виде. В конце 2002 года ДНК удалось извлечь, однако образцы оказались повреждены и непригодны для использования.

15 февраля 2005 года было объявлено о приостановке проекта. Однако в мае 2008 года учёным всё же удалось заставить некоторые гены сумчатого волка работать в мышином эмбрионе. Источником генетического материала послужил заспиртованный детёныш этого сумчатого хищника, который более ста лет хранится в сиднейском музее. Так что, возможно, мы ещё увидим живого тилацина.