Симптомы СДВГ могут изменить подход к бизнесу

Предприниматели, живущие с СДВГ, принимают решения быстро — и легко мирятся с неизбежными неудачами.
Предприниматели, живущие с СДВГ, принимают решения быстро — и легко мирятся с неизбежными неудачами.

Проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) могут помочь в предпринимательской деятельности. К такому выводу пришла группа учёных-экономистов, обнаруживших, что предприниматели с СДВГ активно осваивают новый опыт, одновременно проявляя увлечённость и настойчивость. А интуитивное принятие решений при нехватке информации, характерное для таких бизнесменов, исследователи назвали поводом для пересмотра существующих экономических моделей.

Проблемы с концентрацией внимания, гиперактивность и сложности с регуляцией собственного поведения — может показаться, что симптомы СДВГ должны приводить к снижению продуктивности. С другой стороны, успешные предприниматели часто сообщают, что у них есть этот диагноз. «Мы заметили, что некоторые проявления СДВГ похожи на личностные особенности, обычно ассоциируемые с предпринимательской деятельностью — в хорошем смысле слова», — рассказывает один из авторов нового исследования профессор Холгер Патцельт (Holger Patzelt) из Института изучения предпринимательства (нем. Forschungsinstitut Unternehmensführung, Logistik und Produktion) Мюнхенского технического университета (нем. Technische Universität München).

В сотрудничестве с Йоханом Виклундом (Johan Wiklund), профессором Сиракузского университета (Syracuse University), и Димо Димовым (Dimo Dimov), профессором Университета Бата (University of Bath), профессор Патцельт опросил 14 добровольцев с диагнозом СДВГ, занимающихся предпринимательской деятельностью. Участники исследования рассказали о себе, о своём заболевании и о карьере. Исследование показало, что значимые симптомы СДВГ оказали существенное влияние сначала на решение заняться предпринимательством, а затем — и на подход к собственному бизнесу.

Импульсивность

Люди с СДВГ часто быстро теряют терпение. Несколько участников исследования отметили, что скука на предыдущих местах работы стала основной причиной открытия собственного дела. При этом свой бизнес опрошенные рассматривали как место, где можно реализовывать собственные идеи именно так, как этого хочется. Одна женщина, например, рассказала, что всего за несколько лет она представила 250 новых продуктов. А ситуации, которые многим людям показались бы напряжёнными (в частности, встречи со сложными клиентами), участники исследования описали как «лёгкие» или «стимулирующие». «Импульсивность, возникающая вследствие СДВГ, даёт этим людям преимущество — в непредвиденных обстоятельствах они могут действовать, не падая в чувство тревоги или бессилия», — рассказывает профессор Патцельт.

Большинство опрошенных сообщили, что действуют не думая — даже когда речь идёт о решениях с далеко идущими последствиями. Один из участников рассказал, что принял решение купить компанию своего друга, пока обедал. О том, что приятель собирается отойти от дел, респондент узнал за тем же столом. Другие участники исследования отмечали, что обычно инвестируют средства, не имея какой-либо стратегии, и вкладывают крупные суммы в проекты с крайне неопределёнными перспективами. Некоторые из опрошенных сообщили, что быстрое принятие решений — единственный доступный способ быть продуктивными, при этом они готовы мириться с сопутствующими неудачами. Другие отметили, что испытывают трудности при попытке структурировать свою деятельность.

«Выраженное желание пробовать что-то новое и брать на себя риски — важные черты для предпринимателей», — поясняет профессор Патцельт. Однако импульсивные поступки респондентов приводили к успеху только в тех случаях, когда речь шла о вещах, необходимых для развития бизнеса. Один недостаток, связанный с импульсивностью, был отмечен всеми участниками исследования: сложности с выполнением рутинных задач, таких, как ведение бухгалтерии.

Гиперфокус

Когда люди с СДВГ сильно заинтересованы в чём-либо, у них может развиться необычно высокий уровень концентрации внимания. Это состояние известно как «гиперфокус». Один из опрошенных отметил, что полностью погружается в разработку новых способов решения проблем клиента. Другой постоянно интересуется техническими достижениями в своей области — и уже стал востребованным экспертом в этом вопросе. «С их увлечённостью и настойчивостью, а также с репутацией эксперта, которую они приобретают в результате своих усилий, [люди с СДВГ] получают определённое преимущество как бизнесмены», — рассказывает профессор Патцельт.

Высокий уровень активности

Многие участники исследования работают днём и ночью, не отдыхая. Отчасти это связано с гиперфокусом, отчасти — с физической неугомонностью, характерной для СДВГ. Бизнесмены используют эту особенность в качестве топлива для своей работы. В течение дня количество сил и жизненной энергии у людей с СДВГ непостоянно — и с этой точки зрения собственный бизнес удобен, так как позволяет самостоятельно определять рабочие часы.

Подводя итоги своей работы, Профессор Патцельт отметил: «СДВГ стал ключевым фактором в решении [опрошенных] открыть собственный бизнес. Этот же диагноз определённо повлиял на развитие качеств, необходимых для бизнесмена: готовности тратить время и брать на себя риски, увлечённости и постоянства. Особую роль при этом сыграла импульсивность. Люди с СДВГ позволяют себе принимать интуитивные решения, даже если результаты оказываются плохими».

Хотя треть опрошенных потерпели неудачу в бизнесе или достигли незначительных успехов, профессор Патцельт назвал результаты исследования крайне важными для пересмотра предпосылок, часто используемых в исследовании предпринимательской деятельности: «Мы оцениваем решения, принимаемые бизнесменами, с точки зрения рациональности и благоприятных исходов. Но в контексте множества неопределённостей — могут ли решения всегда быть рациональными? Люди с СДВГ демонстрируют нам пример другой логики, которая, возможно, лучше подходит для бизнеса».