Лимфатическая система в мозге

Старое и новое представление о лимфатической системе человека.

Удивительное открытие сделал американский исследователь Джонатан Кипнис (Jonathan Kipnis). Он утверждает, что лимфатическая система человека включает в себя сосуды, проходящие через мозг. «Это в корне меняет наше представление о нейроиммунных взаимодействиях — говорит профессор Кипнис. — До сих пор мы воспринимали их, как что-то эзотерическое, что не может быть изучено. Но теперь мы можем задать вопросы о механизмах этих взаимодействий».

Одним из тяжёлых заболеваний, связанных с неправильной работой иммунной и нервной систем, является рассеянный склероз. Неизученными остаются причины его возникновения, есть вероятность, что именно лимфатические сосуды мозга задействованы в разрушительном процессе. Возможно, что новое знание об анатомии человека даст ключ и к терапии болезни Альцгеймера. По словам Кипниса, «в каждом неврологическом заболевании, имеющем иммунную составляющую, эти сосуды могут играть важную роль».

Открытие было сделано при изучении оболочки мозга мышей. Последующие эксперименты позволили зафиксировать работу лимфатической системы в мозге живых животных. Сеть сосудов, как утверждают исследователи, «начинается от каждого глаза, проходит в области обонятельной луковицы и соединяется в синусах». Сосуды мозга напрямую связаны с шейными лимфоузлами, в них попадают иммунные клетки, вырабатываемые в спинном мозге.

Лимфатические сосуды головного мозга устроены проще, чем другие сосуды периферийной лимфатической системы, они меньше обычного и расположены близко к кровеносным сосудам, поэтому их так трудно было обнаружить.