Древний иудейский сорт финиковой пальмы — прорастить и изучить

Сеянцы
Проросшие сеянцы финиковой пальмы. Они получили собственные (библейские) имена.
Возраст в месяцах на момент съёмки (от A до C): Адам (110 месяцев), Иона (63 месяца) и Уриэль (54 месяца). D — F) Вооз (54 месяца), Юдифь (47 месяцев) и Ханна (88 месяцев).

Учёным удалось прорастить семена финиковой пальмы (Phoenix dactylifera), самое древнее из которых ожидало благоприятных для роста условий более двух тысяч лет.

Финиковая пальма — основная плодовая культура в жарких и засушливых регионах Северной Африки и Ближнего Востока и одна из самых ранних одомашненных древесных культур. Археологические данные говорят о том, что культивировать её начали ещё в неолите — около 7000 лет назад. Во времена расцвета Римской империи особенно ценились иудейские финики — сорт, отличающийся особой сладостью и вкусом. В средние века традиция прервалась, и долгое время казалось, что сорт невозвратно потерян.

С таким положением дел не смирились израильские учёные. Около пятнадцати лет он ведут работу над восстановлением древнего сорта финиковой пальмы. О первых успехах стало известно в 2008 году — тогда были опубликованы материалы о первом пророщенном семени, добытом в ходе археологических раскопок. Для эксперимента были взяты четыре образца семян из крепости Масада, был получен один росток, получивший собственное имя — Мафусаил.

Успех требовалось развить. Работа продолжилась, 6 февраля в журнале Science Advances опубликована статья, в которой сообщается о новых успехах — из 32 отобранных семян, происходящих из разных, хорошо датированных, памятников, взошли шесть: Адам (Масада), Иона, Уриэль, Вооз, Юдифь (Кумран) и Ханна (Вади Макух).

Исследователи отмечают, что визуально проросшие семена до посадки не отличались от несохранивших всхожесть. И все они не похожи на привычные нам — они крупнее современных, как семян дикорастущей пальмы, так и культивируемой.

Кажущийся фантастическим результат эксперимента — возвращение из небытия утерянного более тысячи лет назад сорта растения — стал возможным благодаря сочетанию нескольких факторов. Во-первых, стойкость самого растения — в ходе эволюции финиковая пальма приспособилась к экстремальным условиям пустыни. Во-вторых, финики хранились в идеальных с точки зрения сохранности органики условиях — сухие пещеры Кумрана сохранили для нас много интересного, самые известные находки — «свитки Мёртвого моря». Возможно, сыграли роль и какие-то другие факторы, это требует дальнейшего изучения.