Тайные ночные опылители

Мотылёк. Днём спит, ночью опыляет.

В журнале Biology Letters опубликована статья, приоткрывающая завесу тайны над ролью ночных мотыльков в опылении — и роль, в сравнении с работой дневных опылителей, сложна и обширна.

Мотыльки переносят пыльцу растений, также посещаемых пчёлами, бабочками и журчалками, но взаимодействуют и с растениями, обычно игнорируемые дневными опылителями.

Оказалось, что чаще всего пыльца переносится на нижней стороне грудного отдела мотылька, что позволяет ей легко попадать на другие растения.

Ведущий автор исследования, доктор Ричард Уолтон (Dr Richard Walton), работающий в Университетском колледже Лондона (University College London, UCL), рассказывает:

«Ночные мотыльки играют важную, но недооценённую экологическую роль. Они дополняют работу дневных опылителей, помогая сохранить разнообразие и изобилие растительных популяций. Они также обеспечивают естественное сохранение биоразнообразия, и без них многие виды растений и животных, включая птиц и летучих мышей, которые их едят, оказались бы в опасности.

Предыдущие исследования переноса пыльцы оседлыми мотыльками были сосредоточены на их хоботке. Однако мотыльки сидят на цветке во время кормления, причём их часто заметно мохнатые тела касаются репродуктивных органов цветка. Этот счастливый случай помогает пыльце распространяться».

Популяция ночных мотыльков во всём мире сокращается. Мы можем потерять важнейших опылителей, стоя лишь на пороге понимания их роли в поддержании стабильности экосистем.

Коллега Уолтона, Д-р Ян Аксмахер (Dr Jan Axmacher) замечает:

«В последние десятилетия внимание науки было сосредоточено на одиночных и социальных пчёлах, в связи с беспокойством по поводу резкого снижения их численности, оказывающего сильное негативное влияние на урожайность опыляемых насекомыми культур.

Но ночные оседлые бабочки, которые представлены намного большим количеством видов, чем пчёлы, были вне интереса исследований опыления. Наша работа подчёркивает настоятельную необходимость их включения в будущие стратегии управления сельским хозяйством».

Исследование ночных опылителей проводилось в течение вегетационных сезонов (с марта по октябрь) 2016 и 2017 годов на окраинах девяти прудов, расположенных посреди сельскохозяйственных полей в Норфолке (Великобритания).

Сообщества ночных мотыльков и дневных опылителей изучались один раз в месяц. Ставилась задача понять, какие растения они посещали и как часто.

Из 838 исследованных мотыльков на 381 (45,5%) была найдена пыльца 47 различных видов растений, в том числе не менее семи редко посещаемых пчёлами, журчалками и дневными бабочками. 57% переносимой пыльцы было обнаружено на вентральной части грудного отдела мотылька.

Доктор Уолтон делает выводы:

«Хотя шмели и медоносные пчёлы, как известно, являются суперопылителями, они заинтересованы в основном в самых обильных источниках нектара и пыльцы.

Мотыльки могут показаться менее эффективными опылителями по сравнению с ними, но их высокое разнообразие и обилие может делать их критически важными для опыления. Наши исследования проливают свет на малоизвестный мир ночных взаимодействий растений и насекомых, которые могут быть жизненно важны как для сохранения облика и аромата нашей драгоценной сельской местности, так и для культур, которые мы выращиваем».