Новый вид древних костных рыб найден в Китае

Sparalepis tingi
Sparalepis tingi — на переднем плане. Средний план — Entelognathus, относящийся к классу плакоде́рм или пластинокожих рыб, на заднем плане силурийский гигант — Megamastax. Иллюстрация: Brian Choo.

В Китае найдены окаменелости ранее неизвестной древней рыбы. Животное с непривычно выглядящей чешуёй и зубами из формации Куаньти (Kuanti Formation) в Южном Китае раскрывает подробности раннего периода эволюции костных рыб (Osteichthyes).

Материалы исследования, проведённого Брайаном Чу (Brian Choo) из Университета Флиндерса (Flinders University), Австралия и его коллегами из Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии Китайской Академии наук (кит. 中国科学院古脊椎动物与古人类研究所, англ. Institute of Vertebrate Paleontology and Paleoanthropology) опубликованы в журнале PLOS ONE 8 марта.

Рыбы широко распространились на Земле в девонский период (419,2—358,9 млн лет назад). Это был «век рыб» — бесчелюстные и челюстноротые рыбы заселили практически все морские и пресноводные бассейны и достигли большого разнообразия.

Окаменелостей предыдущего, силурийского периода (443,7—419,2 млн лет назад), пока найдено не слишком много. Поэтому так важны недавние находки в провинции Юньнань, на юго-западе Китая. Они значительно расширяют наше знание о ранней эволюции рыб, это великолепно сохранившиеся окаменелости нескольких видов.

Sparalepis tingi — ранее неизвестный вид и род. Находка ценна тем, что это только второй из известных видов костных рыб силурийского периода. Эта новая форма, так же, как близкая ей Psarolepis (описана в 1998 году), имела позвоночник, несущий грудной и тазовый пояса — особенность, как считалось ранее, характерная в этот период только для плакодерм.

Sparalepis tingi
Окаменелости Sparalepis tingi.

Таким образом, Sparalepis и её родственники могут представлять собой ранним ответвлением лопастепёрых рыб, древних родственников современных двоякодышащих рыб, латимерий и четвероногих.

Но морфология Sparalepis отличает род от других. Чешуя древней рыбы — плотно сомкнутая, состоит из толстых продолговатых пластин. Плотность обеспечивалась тем, что чешуйки скрепляются друг с другом как с внешней, так и с внутренней стороны.

Исследователи также предполагают, что плотность находок древних силурийских рыб в формации Куаньти может свидетельствовать о том, что именно этот регион был центром диверсификации позвоночных в описываемый период времени.