Человек умелый, вероятно, был правшой

Верхняя челюсть OH 65 а) общий вид, b) вид спереди, с) два первых резца крупным планом.

Известно, что среди людей 90% — правши. Однако у наших родственников — обезьян — картина иная. У макак, например, соотношение праворуких и леворуких 50 на 50. Исследования показали, что у шимпанзе и бонобо число правшей и левшей тоже примерно одинаково.

Когда же у наших предков возникла такая особенность? Специалисты пытаются ответить на этот вопрос, изучая челюсть человека умелого возрастом 1,8 млн лет. Результаты исследования опубликованы в Journal of Human Evolution.

Как определить по скелету, правшой или левшой был его обладатель? Проще всего, если у нас есть кости правой и левой рук. Рельеф в местах крепления мышц на конечности, которой пользовались чаще, будет развит сильней. Проблема в том, что находка ископаемого скелета, в котором в наличии были бы симметричные кости и правой, и левой рук — редкая удача. Например, для афарского австралопитека известна только одна такая находка — знаменитый скелет Люси. Увы, разница между правой и левой плечевой костями у Люси незначительна. Самый древний скелет, у которого наблюдается право-левосторонняя асимметрия, — это «Мальчик из Турканы», подросток из Кении возрастом полтора миллиона лет. Но таких полных находок — единицы.

В отдельных случаях, правда, выводы можно делать, даже если есть находка только одной руки. Например, патологическое развитие рельефа на левой плечевой кости неандертальца из Турвиля говорит о том, что этот человек метал копье левой рукой.

Учёные старались подойти к вопросу о возникновении праворукости с разных сторон. Так, выводы пытались делать по некоторым особенностям каменных орудий. Изучая древние отщепы, найденные в Кооби-Фора (Кения), некоторые археологи доказывали, что форма отщепов свидетельствует о праворукости их изготовителей. Другие учёные замечали, что для подобных выводов таких свидетельств явно недостаточно.

Наконец, специалисты обратили внимание на характерные царапины на внешней поверхности зубов у древних людей. Такие следы обнаружились на зубах неандертальцев и гейдельбергского человека из Сима де лос Уэсос в Испании. Царапины располагались в основном на передних зубах и шли не беспорядочно, а с определённым наклоном. Откуда они взялись? Эксперименты убедили исследователей, что такие повреждения появлялись, когда человек зажимал в зубах кусок мяса или кожи, натягивал его одной рукой и, держа в другой руке каменное орудие, резал. При этом орудие задевало резцы и клыки и царапало их. Любопытно, что эксперименты проводились на добровольцах, но их зубы не пострадали — волонтёры надевали на челюсти специальные каппы.

Опыты показали, что наклон царапин зависит от того, в какой руке человек держал орудие. У правшей царапины получались с правым наклоном, у левшей — с левым. Учёные увидели, что у неандертальцев и их прямых предков — гейдельбергских людей, судя по царапинам на зубах, преобладала праворукость.

И вот теперь этот же подход применили к гораздо более древней находке — верхней челюсти человека умелого OH 65. Находка была сделана в 1995 году в знаменитом ущелье Олдувай. Челюсть обнаружили рядом с каменными орудиями и останками крупных млекопитающих.

а) Вот так древний человек царапал передние зубы, b) Распределение царапин на левом первом резце OH 65.

На передних зубах челюсти — резцах и клыках — учёные выявили уже знакомые царапины, преобладавшие с правой стороны. Изучение царапин под мощным микроскопом убедило специалистов, что они имеют такое же происхождение, как ранее изученные повреждения на зубах неандертальцев. А угол наклона царапин указал на то, что обладатель челюсти держал орудие в правой руке. Итак, уже почти 2 млн лет назад хабилис был правшой.

О чем говорят результаты исследования? О праворукости ранних людей судить преждевременно, поскольку речь идёт только об одном конкретном человеке. Его соплеменники точно так же могли быть левшами или амбидекстерами (так называют людей, одинаково хорошо использующих обе руки). Важен сам факт, что учёные смогли определить, какой рукой предпочитал пользоваться столь древний представитель человеческого рода. Теперь специалисты планируют продолжить исследования и присмотреться к передним зубам других ранних Homo.

Происхождение праворукости очень интересует учёных, потому что это явление связывают с усилением асимметрии полушарий головного мозга, а межполушарную асимметрию, в свою очередь — с развитием речи и орудийной деятельностью. Будем надеяться, что наши знания об эволюции мозга предков человека, праворукости и способности говорить постепенно сложатся в единую картину.

Автор — Александр Соколов.