Слепок кожи одного из последних динозавров Европы

Victor Fondevilla
Виктор Фондевилья и рельеф кожи динозавра в отложениях позднего мела.

Испанские палеонтологи нашли окаменелости, которые представляют собой слепок поверхности кожи динозавров. Находка относится к концу мелового периода — времени, когда динозавры вымерли. Это первая подобная находка в Европе.

Геологические исследования, проведённые на территории муниципалитета Вальсебре (катал. Vallcebre), входящего в испанскую провинцию Барселона, принесли очень интересную находку в отложениях, относящихся к позднему меловому периоду (около 66 миллионов лет назад).

Это рельеф чешуйчатой кожи, оставленный динозавром, который лежал в грязи. В тот период местность была илистым берегом реки. Место, где животное оставило свой след, через некоторое время было занесено песком, который затем окаменел и стал камнем-песчаником.

Сохранился именно засыпанный в глинистую «пресс-форму» песок, поэтому камень представляет собой не след от кожи, а её оригинальный рельеф.

Находка уникальна — она относится к периоду заката эпохи динозавров, всего в нескольких местах на Земле сохранились песчаники этого периода. Такие находки важны для понимания тех событий, которые привели к гибели динозавров и других представителей древней фауны (см. «В конце мелового периода вымерли не только динозавры, но и почти все млекопитающие»).

«Это единственная зарегистрированная находка отпечатка кожи динозавра этого периода во всей Европе, и это один из самых последних образцов, относящийся к периоду, близкому к вымиранию, из найденных во всём мире, — говорит Виктор Фондевилья, главный автор исследования. — Существует очень мало зарегистрированных образцов окаменелостей кожи, и только в местах с похожими условиями, которые можно найти в США и Азии».

Фондевилья отмечает, что найденные ранее на Пиренейском полуострове, в Португалии и Астурии окаменелости кожи динозавров относятся к значительно более древним периодам.

Кожа динозавра
Слепок кожи динозавра, жившего 66 миллионов лет назад.

Чешуйки, отлитые в печсанике, формируют характерный рисунок, обычный для некоторых динозавров: «роза» с центральным бугорком в форме многоугольника, окружённым пятью или шестью наростами. Однако размер их превышает тот, что можно было бы соотнести с плотоядными динозаврами и гадрозаврами, обитающими в этом районе 66 миллионов лет назад. Исследователи предполагают, что находка — слепок кожи «большого травоядного зауропода, вероятно, титанозавра», так как недалеко от места находки были найдены следы такого животного.

Найдено два слепка кожи, один приблизительно 20 сантиметров шириной, а другой того меньше, около 5 сантиметров шириной, на расстоянии 1,5 метра друг от друга. Вероятно, что они принадлежат одной особи.

Находка подтверждает перспективность поиска окаменелостей динозавров в Пиренеях. Особый интерес вызывает вопрос о том, почему и как погибли животные, которые жили так далеко от места катастрофы, которая, как считает большинство учёных, привела к гибели динозавров — падения метеорита.