Правительство США предоставило шести кино- и телевизионным компаниям разрешение на использование дронов для съёмок, что стало важным шагом в направлении более широкого использования этой технологии коммерческими операторами, сообщил руководитель министерства транспорта Энтони Фокс (Anthony Foxx).
Считается, что использование дронов кардинально изменит голливудское кино, обеспечив режиссёров возможностью получить кадры, которые они никогда не могли бы получить раньше. И это сделает фильмы ещё более динамичными. Небольшие беспилотники с видеокамерами смогут летать через здание и залетать в окна. Кроме того, их использование гораздо дешевле, чем аренда пилотируемого вертолёта. Опыт использования дронов у режиссёров есть, но он получен на съёмках, проходивших за пределами Соединённых Штатов.
Десятки других отраслей ожидают подобного разрешения. Но до сих пор федеральное управление гражданской авиации США (FAA), которое является частью министерства транспорта, только запрещало коммерческое использование беспилотников, единственным исключением стало разрешение, полученное нефтяной компанией на Аляске.
Разрешение FAA ограничено множеством условий: беспилотный самолёт будет использоваться только в ограниченном районе, он не будет подниматься выше, чем на 120 метров, он всегда должен находиться в пределах прямой видимости оператора, который обязан иметь лицензию частного пилота. Каждый самолёт проверяется перед полётом, ночные полёты запрещены. Для репортажной съёмки дроны использоваться не будут.
Энтони Фокс излучает оптимизм: «Сегодняшнее объявление является важным шагом в расширении использования коммерческих дронов, при этом мы обеспечиваем сохранность нашей лучшей в мире системы безопасности. Телевизионные компании прокладывают яркий след, по которому пройдут и другие, что принесёт новые достижения в сельском хозяйстве, в общественной безопасности и техническом обслуживании».
Но есть и другое мнение относительно работы чиновников транспортного ведомства. Брендан Шульман (Brendan Schulman), адвокат, представляющий интересы производителей и пользователей дронов, говорит, что ограничения, на которых настаивает FAA, могут быть настолько обременительны, что вся польза будет нивелирована затратами и сложностью соблюдения должных процедур.
«Я боюсь, что это слишком маленький шаг вперёд, а ограничения слишком жёстки», — говорит он.
FAA рассматривает 40 запросов на разрешение использования дронов от коммерческих организаций. Конгресс и представители отраслей, которые желают использовать или торговать данной технологией уже давно настаивают на ослаблении контроля. Компании хотят использовать беспилотники для мониторинга трубопроводов, осмотра нижних частей нефтяных платформ и мостов, и распыления химикатов. Amazon и Google хотят использовать их для доставки пакетов. Свадебные видеооператоры, агенты по недвижимости, журналисты и многие другие требуют, чтобы им разрешили использовать дроны.
Единственное выданное ранее FAA разрешение на коммерческое использование беспилотников было предоставлено нефтяной компании ConocoPhillips, использующей два типа беспилотных самолётов в необжитых районах Аляски и над северным ледовитым океаном со значительные ограничениями.
Запрет коммерческих беспилотников ежедневно нарушается. Многие операторы не видят ничего плохого в полётах маленьких, лёгких дронов, несмотря на предупреждения FAA, что они могут столкнуться с пилотируемыми летательными аппаратами или травмировать людей на земле. Так конгрессмен, который является членом комитета, курирующего FAA, республиканец Шон Патрик Мэлони нанял оператора для съёмки видео на его свадьбе с помощью камеры, установленной на небольшой дрон.
В 2012 году конгресс поручил FAA безопасно интегрировать дроны всех размеров, от высокоскоростных Global Hawks до малого квадрокоптера весом в несколько сот граммов, в национальное воздушное пространство. Но агентство задерживает сроки принятия решений и вряд ли такая интеграция произойдёт к октябрю 2015 года, как того хотел Конгресс.
Ожидается, что в ноябре агентство предложит свой вариант правил для коммерческих операторов, которые будут использовать дроны весом до 25 кг. Но до введения окончательного варианта правил может пройти несколько месяцев или лет. В ещё более далёкой перспективе введение правил использования тяжёлых беспилотников.