SpaceX, Марс и универсальная ракета

Компания SpaceX планирует построить ракету для обслуживания космических станций, запуска спутников, межпланетных и авиаперелётов — об этом Илон Маск рассказал на Международном конгрессе астронавтики (International Astronautical Congress). Летательный аппарат под рабочим названием BFR (сокращение от Big Falcon Rocket) отправит в отставку предыдущие разработки компании, в том числе, ракеты Falcon 1, Falcon 9, Falcon Heavy и корабль Dragon. Маск намерен использовать BFR для полётов к Луне и Марсу и запустить первую миссию через 5 лет.

В этом году основатель SpaceX представил концепт многоразовой ракеты BFR. Она меньше, чем ракета Межпланетной транспортной системы (Interplanetary Transport System, ITS), о которой Маск рассказывал в прошлом году, и будет оборудована не 42, а 31 двигателем Raptor. Предполагается, что в будущем она заменит все предыдущие разработки компании, включая ракеты семейства Falcon и космический корабль Dragon. Однако первое время SpaceX всё же будет пользоваться ими, если клиенты захотят иметь дело только с «проверенными временем» летательными аппаратами.

«Пожалуй, главное, что я хотел бы сообщить в ходе этой презентации: думаю, мы нашли способ заплатить за эту разработку. Это очень важно», — сказал Маск. План таков: создать ракету, которая сможет выполнять межпланетные перелёты, запуск спутников и другие задачи и бросить на это все ресурсы компании, отправив предыдущие разработки «на покой». «Мы можем создать систему, которая поглотит наши собственные продукты, сделает их ненужными, и тогда все средства, которые мы тратим на Falcon Heavy и Dragon, пойдут на разработку одной системы», — объяснил основатель SpaceX.

По его мнению, на таком космическом транспорте можно будет неплохо заработать. Хотя BFR будет меньше, чем ITS, она, тем не менее, сможет нести 150 тонн груза. Это значит, что SpaceX сможет за один раз запустить сразу множество спутников и в несколько раз увеличить прибыль. Предполагается, что ракета будет доставлять на орбиту космические телескопы, подобные Хабблу, или чистить околоземное пространство от космического мусора, подбирая старые спутники. Ещё одно назначение гипотетической BFR — межпланетные перелёты. Маск отмечает, что ракета долетит до Луны и обратно, если пройдёт дозаправку на околоземной орбите: в таком случае, астронавтам не придётся производить топливо прямо на месте. Но в случае с Марсом это неизбежно, и экипаж будет вынужден добывать метан и кислород. Маск собирается отправить на красную планету две ракеты с грузом в 2022 году, а в 2024 — четыре, две из которых с грузом и две с экипажами. «Пять лет кажутся мне очень большим сроком», — добавил он.

Под конец презентации Маск рассказал, что ракету можно будет использовать для авиаперелётов. В таком случае время полёта между двумя любыми точками составит не более часа. Дорога из Лос-Анджелеса в Торонто займёт 24 минуты, из Бангкока в Дубай — 27 минут, из Сиднея в Афины — 47 минут, а большинство маршрутов уложатся в полчаса. Возможно, однажды граждане действительно оседлают ракеты, вопрос лишь в том, когда. The Verge называет озвученные Маском сроки «оторванными от реальности». Журналисты напоминают, что компания должна была отправить астронавтов на МКС в этом году, однако запуск перенесли на 2018 или 2019 годы, а первый полёт Falcon Heavy, изначально запланированный на 2013 год, многократно откладывали.

Юлия Коровски :