Во входящем в состав «ЭФКО» (одна из крупнейших компаний российского агропромышленного комплекса, производитель маргарина и майонеза) инновационном центре «Бирюч» разрабатывают собственный транспортный беспилотник.
Прототип, названный по-простому Hi-Fly Taxi, способен совершать полёты дальностью до 15 км с нагрузкой до 120 кг, сообщает пресс-служба «ЭФКО».
Первый беспилотный полёт Hi-Fly Taxi состоялся в октябре текущего года, а полёты «в ручном режиме» проводились в мае 2021 года.
Первые полёты Hi-Fly Taxi по выделенным маршрутам в Белгородской области на расстояние до 50 км могут начаться в 2022-м. Для этого компания и правительство Белгородской области намерены добиться создания экспериментального правового режима (ЭПР) для полётов тяжёлых беспилотных летательных аппаратов в регионе.
Hi-Fly Taxi — мультикоптер с 16 электрическими двигателями, расположенными в двух плоскостях. Известные летательные аппараты с верхним расположением винтов обладают хорошей устойчивостью, но плохой маневренностью, а с нижним — наоборот — хорошей маневренностью, но плохой устойчивостью.
Двухъярусный летательный аппарат устойчив за счёт работы винтов верхнего яруса, нижний ярус обеспечивает маневренность. Эта технология запатентована инновационным центром «Бирюч». Система надёжна — можно летать и садиться даже в случае отказа до четырёх двигателей.
Аккумуляторы в аппарате стандартные — литий-ионные, но разработчики обещают найти альтернативу (ставка делается на мембранные технологии) — с тем, чтобы аэротакси можно было использовать в лютый мороз. Работа ведётся в сотрудничестве с Институтом физики твёрдого тела РАН, привлечены ведущие российские специалисты.
«Штаб-квартира «ЭФКО» находится под Алексеевкой Белгородской области. И нас всё устраивает, кроме одного: до ближайших крупных городов — около двухсот км. Два часа на автомобиле. Аэротакси может стать массовым и доступным решением для повышения транспортной доступности в России. Быстрым, комфортным и без вреда для природы. Hi-Fly Taxi — важнейшая часть наших инвестиций в здоровое будущее», — говорит исполнительный директор и член совета директоров «ЭФКО» Сергей Иванов.
«ЭФКО» рассчитывает запустить грузовые дроны в серийное производство и вывести в коммерческую эксплуатацию к 2024 году. Предполагается, что дальность полёта серийной машины составит 600 км, грузоподъёмность — 220 кг, время полета — 180 минут, скорость — до 300 км/ч. Первый беспилотный полёт аэротакси из Алексеевки в Белгород планируют на 2028 год.
Инвестиции в проект составили более миллиарда рублей. Создано собственное конструкторское бюро, построены Центр экспериментальных полётов, цех композитных материалов, сборочный цех производства летательных аппаратов, Центр испытаний и Лаборатория аддитивных технологий.
В рамках проекта Hi-Fly «ЭФКО» создаёт и необходимую технологическую инфраструктуру для коммерческого использования беспилотников, включая командно-диспетчерские центры, посадочные площадки и сервисные центры.