Солнечный зонд Solar Orbiter передал первые снимки Солнца с близкого расстояния

Панорама снимков инструмента <i>EUI</i> (Extreme Ultraviolet Imager) солнечного зонда на длине волны 17 нм (жёсткий ультрафиолет). <i>Solar Orbiter/EUI  (ESA & NASA)</i>.
Панорама снимков инструмента EUI (Extreme Ultraviolet Imager) солнечного зонда на длине волны 17 нм (жёсткий ультрафиолет). Solar Orbiter/EUI (ESA & NASA).

Солнечный орбитальный аппарат Европейского космического агентства Solar Orbiter прошёл точку первого сближения с Солнцем и передал на Землю первый релиз снимков Солнца высокого разрешения.

Solar Orbiter first light
На первых снимках инструмента SoloHI (Solar and Heliospheric Imager) — «зодиакальный свет» (отражение солнечного света на пылинках в плоскости эклиптики). В левой части кадра — Меркурий. Solar Orbiter/SoloHI team (ESA & NASA), NRL.

Космический аппарат Solar Orbiter — это солнечная орбитальная станция, разработанная совместно Европейским космическим агентством (ESA) и NASA. Запуск корабля состоялся 9 февраля 2020 года, а в середине июня 2020 года станция совершила свой первый пролёт на близком расстоянии от Солнца. Точка перигелия аппарата находится на расстоянии 77 млн км от Солнца — вдвое ближе орбиты Земли. Подробнее о проекте Solar Orbiter можно узнать по ссылке.

Эти снимки получены с самого близкого доступного на сегодня расстояния до Солнца. Аппарат будет выходить на операционную орбиту в течение трёх лет. Это будет вытянутая эллиптическая орбита с перигелием на расстоянии 41 млн км (0,28 а.е.) от Солнца. Несмотря на то, что другой солнечный зонд — Parker Solar Probe — может пока пролетать и ближе к Солнцу, он в основном занимается измерением различных физических полей — магнитосферы Солнца и параметров плазмы в солнечной короне — и не оснащён оборудованием для получения фотографий высокого разрешения.

Первые детальные снимки одного из аппаратов солнечного зонда, ультрафиолетового тепловизора EUI, с близкого расстояния выявили ранее незнакомое астрофизикам явление — солнечные минивспышки размером в миллионную или миллиардную часть стандартной вспышки. Такие крошечные пятна назвали «солнечными кострами» (campfires), и пока что неясно, являются ли они уменьшенными копиями обычных солнечных вспышек или связаны с «микрофакелами» (nanoflares), недавно открытыми структурами, которые, возможно, отвечают за разогрев солнечной короны, в 500 раз более горячей, чем хромосфера под ней. «Костры» можно видеть на картинке в начале заметки — в виде многочисленных светлых точек. Кроме снимков солнечного диска в нескольких диапазонах спектра, в первом выпуске данных Solar Orbiter — изображения магнитного, полученные с помощью прибора PHI (Polarimetric and Helioseismic Imager), а также снимки короны и внешних областей гелиосферы, за которые отвечают другие приборы — например, см. выше снимок зодиакального света, полученный с помощью прибора SoloHI (Solar Orbiter Heliospheric Imager).

Sun at different wavelengths
Солнце в разных диапазонах спектра.