Подробнейший на сегодня анализ атмосферы «горячего Сатурна» показал большое количество воды в атмосфере

С помощью телескопов «Хаббл» и «Спитцер» астрофизики провели спектральный анализ атмосферы экзопланеты WASP-39b с максимальной точностью, которую позволяет современное научное оборудование.

Исследователи из США и Великобритании провели детальный спектральный анализ атмосферы «горячего Сатурна» на расстоянии 700 световых лет от Земли и обнаружили в ней неожиданно высокое содержание воды. По словам учёных, это может говорить о том, что планета образовалась далеко от своей звезды и в неё врезалось множество объектов с большой долей льда.

Экзопланета WASP-39b вращается вокруг достаточно спокойной звезды в созвездии Девы примерно в 700 световых годах от нас. Планету и её светило разделяет расстояние в 20 раз меньшее, чем от Земли до Солнца. Также известно, что планета всегда повёрнута к звезде одной стороной. Температура горячего газового гиганта колеблется в районе 770 градусов по Цельсию. Неосвещённая её сторона не намного прохладнее за счёт сильного ветра, который разносит горячий газ по всей планете.

Исследователи из НАСА и EKA объединили усилия и провели спектральный анализ атмосферы экзопланеты при помощи телескопов «Хаббл» и «Спитцер». Выяснить подробности также помогли свойства газовой оболочки планеты: облаков в верхних слоях атмосферы почти нет, что позволяет подобраться ближе к поверхности.

Оказалось, что в атмосфере горячего газового гиганта примерно в три раза больше воды, чем на Сатурне. По мнению учёных, это говорит о разнице в истории формирования Сатурна и WASP-39b. По-видимому, планета пережила множественные столкновения с объектами, в состав которых в больших количествах входил лёд, после чего пар остался в атмосфере. Это, в свою очередь, возможно только на гораздо большем расстоянии от звезды, чем нынешняя дистанция между ней и планетой. Таким образом, газовый гигант должен был образоваться далеко от звезды, после чего приблизился к WASP-39 и занял место на нынешней орбите.

По словам учёных, это исследование в очередной раз подтверждает, что о способах формирования планет известно далеко не всё. «Чтобы понять нашу Солнечную систему, нужно смотреть за её пределы, — отметила Ханна Уэйкфолд (Hannah Wakefold), сотрудник Института исследований космоса с помощью космического телескопа (Space Telescope Science Institute) и Эксетерского университета (University of Exeter). — Экзопланеты показывают, что образование планет сложнее и непонятнее, чем мы думали. И это замечательно!»

Новые данные о «горячем Сатурне» без колец учёные надеются получить после запуска телескопа «Джеймс Уэбб», намеченного на 2019 год.