Кронос, где твои планеты?

Много или мало — 15 масс Земли? Не слишком много в космических масштабах. Но заметно.

За что астрономы из Принстонского университета назвали далёкую звезду именем титана Кроноса? Согласно греческим мифам, Кронос жил интересной жизнью — оскопил отца и глотал детей, будущих олимпийских богов. Звезда Кронос поглотила свои планеты. Если считать в Землях, то около пятнадцати.

В ходе изучения двух звёзд (HD 240429 и HD 240430 по каталогу Генри Дрейпера, находятся на расстоянии около 350 световых лет от нас) подтвердилось предположение, что это не отдельные звёзды, а медленно вращающаяся двойная система. Учёных заинтересовала существенная разница в веществе, из которого состоят эти звёзды.

Кронос и Криос находятся достаточно далеко друг от друга, это давало некоторым астрономам повод сомневаться в том, что это бинарная пара. Звёздам около 4 миллиардов лет, это «жёлтые карлики» — звёзды типа G. Они медленно вращаются относительно друг друга, совершая один оборот в каждые 10 000 лет или около того. Данные об их движении появились в ходе реализации миссии Гайя (Gaia) — космического телескопа Европейского космического агентства (см. «Куда летят ближайшие звёзды?»).

Предполагается, что Кронос (HD 240430) и Криос (HD 240429) на начальном этапе существования были крайне похожи, образовавшись из одного и того же вещества. Но Кронос в дальнейшем втянул в себя заметное количество скальной породы — это определяется по тому, что в его веществе необычно высокая доля таких элементов, как магний, алюминий, кремний, железо, хром и иттрий. Обычно, если звезда богата этими элементами, то и в ней находят и избыток других «добавок», но Кронос не такой.

Кронос выделяется среди множества звёзд, к тому же, по словам исследователей, он «имеет прекрасного компаньона для сравнения, что делает отличия особенно явными».

Для того чтобы изменить свой состав, Кроносу потребовалось поглотить около пятнадцати масс Земли. Для жителей Солнечной системы, в которой не слишком много каменистых планет на близких к Солнцу орбитах, это может показаться невероятным. Но астрономам уже известны системы, в которых планет больше и они массивнее, чем те, что рядом с нами. Бывает и так, что планеты находятся значительно ближе к звезде (по сравнению с Солнечной системой). Так, отличается своей «компактностью» система Кеплер-11.