Обнаружен уникальный двойной астероид

Двойной астероид 288P, рисунок.

Изучая снимки, сделанные телескопом Хаббл, астрономы из Германии и США обнаружили необычный объект: два астероида, которые обращаются вокруг общего центра масс и выбрасывают пылевые «хвосты», как кометы. Описание двойной системы опубликовано в журнале Nature.

Астероид 288P открыли ещё в 2011 году, но подробно рассмотреть его учёные смогли только в сентябре прошлого года, когда он пролетел особенно близко к Земле. 288P располагается в поясе астероидов между Марсом и Юпитером. Изучив снимки, сделанные космическим телескопом Хаббл, астрономы поняли, что это не один астероид, а целых два объекта примерно одинаковой массы и размера, которые обращаются вокруг общего центра масс на расстоянии около 100 километров. Исследователи рассчитали их массы и заметили в двойной системе необычную активность. «Мы зарегистрировали явные признаки сублимации льда вследствие нагрева солнечным излучением — аналогичным образом формируется кометный хвост», — объясняет ведущий автор работы Джессика Агарвал (Jessica Agarwal). Таким образом, 288P становится первым двойным астероидом, который одновременно признали кометой главного пояса.

Практически одинаковая масса компонентов и большое расстояние между ними не характерны для двойных астероидов и выделяют 288P на общем фоне. Учёные предполагают, что 288P стал двойной системой всего 5000 лет назад. Вероятно, однажды небесное тело не выдержало быстрого вращения и раскололось на две части, а затем фрагменты начали отдаляться друг от друга, поскольку газовые «хвосты» подталкивали их в разные стороны. 288P сильно отличается от остальных двойных астероидов, и астрономы пока не могут сказать, насколько распространены подобные объекты. «Чтобы найти ответ на этот вопрос, нам необходимо продолжать наблюдения и теоретическую работу и найти больше объектов, похожих на 288P», — говорит Агарвал. Но, скорее всего, аналогов необычного астероида-кометы мы не увидим ещё долго.

Сублимация (возгонка) — переход вещества из твёрдого состояния сразу в газообразное, минуя жидкое.
Кометы главного пояса — это объекты, вращающиеся вокруг Солнца в области главного пояса астероидов, которые на определённом участке своей орбиты проявляют кометную активность.