На Татуине могла бы существовать жизнь

Гипотетическая планета в системе Кеплер-35, рисунок. Источник: <abbr lang="ru" title="NASA — Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства США">НАСА</abbr>.
Гипотетическая планета в системе Кеплер-35, рисунок. Источник: НАСА.

Планета, на которой вырос Люк Скайуокер — Татуин, сплошь покрыта песками. Теперь мы знаем, что планеты в двойных звёздных системах действительно существуют, но до сих пор астрономам попадались большие газообразные экземпляры. Учёные из Принстонского университета (Princeton University) и Калифорнийского технологического института (California Institute of Technology) задались вопросом: а что, если бы вокруг двойной звезды обращалась планета размером с нашу? Могла бы она поддерживать жизнь?

Результаты нового исследования показали, что могла бы, если бы располагалась на «правильном» расстоянии от светил. Такой «Татуин» вовсе не обязательно будет покрыт песками. «Рассмотренные системы двойных звёзд могут быть отличными кандидатами на обнаружение обитаемых планет, даже несмотря на то, что количество света, которое получают такие гипотетические планеты, может сильно варьировать», — объясняет ведущий автор исследования Макс Попп (Max Popp).

В сотрудничестве с Зигфридом Эгглем (Siegfried Eggl) Попп смоделировал планету в системе Кеплер 35. В реальности вокруг двойной системы Кеплер 35, состоящей из звёзд A и B, обращается планета Кеплер 35b, гигант, размером в восемь раз больше Земли. В ходе исследования учёные решили пренебречь гравитационным влиянием Кеплера 35b и добавили гипотетическую «землеподобную» планету, покрытую водой, с периодом обращения 341—380 дней. «Наше исследование исходит из того факта, что поиск потенциально обитаемых планет требует больших усилий, поэтому полезно заранее знать, где искать, — поясняет Эггль. — Мы показали, что системы двойных звёзд действительно достойны внимания».

В области поиска и исследования экзопланет существует понятие «зона обитаемости» — регион пространства вокруг звезды, в котором на землеподобной планете может существовать вода в жидком состоянии. В данном случае, поскольку две звезды обращаются вокруг общего центра масс, зона обитаемости зависит от расстояния до него. Вдобавок «Татуин» движется не по круговой орбите, вместо этого орбита «качается» из-за гравитационного взаимодействия сразу с двумя звёздами.

Учёные показали, что если гипотетическая планета будет находиться «на краю» зоны обитаемости, температура на её поверхности будет очень сильно колебаться. Атмосфера холодной планеты будет содержать небольшое количество водяного пара, поэтому в течение года глобальная средняя температура поверхности будет повышаться и понижаться на 2 градуса Цельсия. «Это похоже на колебания температуры ночью и днём, которые мы наблюдаем в засушливом климате Земли, например, в пустыне, — говорит Эггль. — Концентрация воды в воздухе имеет большое значение».

Но если планета окажется «на переднем крае» зоны обитаемости, ближе к звёздам, глобальная температура поверхности практически не будет меняться. Атмосфера, богатая водяным паром, сыграет роль буфера и поможет поддерживать комфортные условия. Планета за пределами зоны обитаемости, в конце концов, полностью покроется льдом, а если «Татуин» окажется слишком близко от светил, то разогреется настолько, что океаны на его поверхности испарятся. Планета станет непригодной для жизни — в нашей солнечной системе такое уже случалось с Венерой. Ещё одна интересная особенность гипотетического водного мира — то, что облачность на «Татуине» будет меньше, чем на Земле. Это значит, что во время закатов и восходов удивительных двойных светил небеса были бы чистыми.