Планета Икс, она же Девятая планета, влияет на траектории транснептуновых объектов

Орбиты известных нам трансплутоновых объектов и предполагаемая орбита Девятой планеты Солнечной системы.

Поиски гипотетической Планеты Икс, Девятой планеты Солнечной системы, продолжаются. Если она существует, то это объект массой, в десять раз превышающей земную. Орбита Планеты Икс находится далеко за орбитой Плутона, и даже далеко за Поясом Койпера, год на предполагаемой планете длится от 10 000 до 20 000 земных лет и она не приближается к Солнцу на расстояние ближе, чем 200 астрономических единиц.

Девятую планету никто не видел непосредственно, но на её присутствие указывают не объясняемые более ничем особенности движения транснептуновых объектов.

Майк Браун (Mike Brown), астроном Калифорнийского технологического института (California Institute of Technology) в Пасадене, соавтор исследования, говорит, что подобные идеи кажутся чем-то безумным, «но если вы рассмотрите доказательства и статистические данные, то очень трудно прийти к иному выводу».

Работа Константина Батыгина (Konstantin Batygin) и его коллеги по институту Майка Брауна «Evidence for a Distant Giant Planet in the Solar System» опубликована в журнале Astronomical Journal 20 января.

Гипотеза американских исследователей уже нашла сторонников. Так, Алессандро Морбиделли (Alessandro Morbidelli), специалист по динамике Солнечной системы обсерватории Лазурного берега в Ницце, Франция, рассмотрел приведённые доказательства, и теперь «совершенно убеждён», что планета существует. Но есть и скептически настроенные учёные.

«Я видел много, много таких заявлений за время моей карьеры, — говорит Хэл Левисон (Harold F. Levison), планетолог из Юго-Западного исследовательского института в Боулдере, штат Колорадо (Southwest Research Institute in Boulder, Colorado). — И все они оказались ошибочными».

Обнаружение планеты с помощью математических выкладок заставляют вспомнить историю обнаружения Нептуна, свидетельства существования которого были получены в мельчайших возмущениях в орбите Урана. Какое-то невидимое тело должно действовать на Уран, решили тогда астрономы и оказались правы. «В каком-то смысле мы надеемся повторить эту историю», — говорит Батыгин.

История поиска Девятой планеты началась в 2014 году, когда оказалось, что транснептуновый объект — 2012 VP113 с вытянутой орбитой, никогда не проходящей ближе, чем в 80,6  а. е. от Солнца (Плутон удалён от Солнца не более, чем на 49,3  а. е.) и карликовая планета Седна движутся по орбитам, которые могут предполагать воздействия на них объекта крупнее Земли, находящегося ещё дальше от Солнца — в пределах 250 а. е.

Батыгин и Браун изучили данные об орбитах шести трансплутоновых объектов — Седны, 2004 VN112, 2007 TG422, 2010 GB174, 2012 VP113, 2013 RF98. Оказалось, что их движение согласуется с моделью, в которой на них действует сила притяжения массивной планеты. Батыгин говорит, что Девятая планета, образовавшаяся на начальном этапе формирования Солнечной системы, могла быть отброшена так далеко от Солнца действием гравитации Урана и Нептуна. В отличие от известных транснептуновых карликовых планет, это настоящий гигант — масса Планеты Икс, согласно расчётам, составляет около десяти масс Земли. К сожалению, данные ещё недостаточно полны и астрономы не знают точно, куда направлять телескопы для того, чтобы подтвердить гипотезу о существовании Девятой планеты, но ожидают, что дальнейшие исследования позволят сделать это в будущем.