Три пигмея, три весёлых друга

+7 926 604 54 63 address
 Устройства, используемые в исследовании, и они же в браслетах на руках агта (Филиппины). Фото: Rodolph Schlaepfer, Sylvain Viguier.
Устройства, используемые в исследовании, и они же в браслетах на руках агта (Филиппины). Фото: Rodolph Schlaepfer, Sylvain Viguier.

Сколько у вас близких друзей? Вряд ли больше четырёх. Исследования показывают, что в современном обществе, где техника позволяет мгновенно связаться хоть с австралийцем, хоть с американцем, круг людей, с которыми мы ежедневно общаемся, остаётся очень узким. А как устроены «социальные сети» в обществе охотников-собирателей? Найти ответ на этот вопрос решили исследователи, статья которых опубликована в онлайн-журнале Nature Human Behaviour.

Объектом внимания учёных стали две «традиционные народности» — пигмеи байака (ака, бэбинзили) в африканском Конго и агта — племя негрито (аэ́та) с Филиппинских островов. У охотников-собирателей, лишённых средств мобильной связи, возможен только непосредственный контакт между людьми. Для того чтобы обмениваться информацией, добывать пищу и заботиться о детях, они должны находиться близко друг к другу. Поэтому учёные разработали портативное беспроводное устройство, которое надевается на руку каждому члену племени и фиксирует, когда люди оказываются в радиусе 3 метров друг от друга — это считается «контактом». В исследовании участвовали 6 деревень агта (200 человек) и 3 деревни байака (132 человека). В течение недели учёные заносили в базу данных все контакты жителей каждой деревни. В результате для каждого сообщества удалось построить детальную схему (сеть) связей. Каждой связи между двумя людьми — «узлами» — придавался вес, зависящий от частоты контактов. Узлы сети разделили на уровни: близкие родственники (родители и дети, братья-сёстры, супруги), «расширенная семья» (дедушки-бабушки, внуки, дяди-тёти, кузены и прочее), а также «неродственники» — друзья. Затем для каждой сети рассчитывалась её эффективность — мера того, насколько быстро информация распространяется между любыми двумя узлами сети. С этой целью реальную сеть сравнивали с 1000 случайно сгенерированных сетей с таким же числом элементов и связей.

Что показал анализ?

Перемешивание связей между родственниками никак не влияло на эффективность всей сети. Напротив, когда перетасовывали связи между узлами, не состоящими в родстве (друзьями), эффективность сети резко падала. Такой результат получился для деревень и на Филиппинах, и в Конго. Судя по всему, «перемешивание друзей» выравнивало веса связей между ними, сводя на нет «сильную дружбу». В случае родственников такого эффекта не возникало.

Исследователи сделали вывод, что существование небольшого числа близких друзей у каждого участника сети повышает её эффективность. Нескольких дружеских связей между семьями достаточно, чтобы обеспечить обмен информацией с большим количеством людей, не состоящих в родстве.

У каждого байака или агта есть от одного до 4-х близких друзей, с которыми эти люди взаимодействуют так же часто, как с родными. Таким образом, охотники-собиратели вовремя приходят на помощь друг другу, а также обмениваются знаниями. Кстати, недавно другая группа учёных выяснила, что дружеские связи в сообществах пигмеев помогают распространяться знаниям о съедобных и лекарственных растениях: https://22century.ru/allsorts/33638.

Кроме того, специалисты выяснили, что друзей охотники-собиратели заводят уже в раннем детстве. И у агта, и у байака дети 3-7 лет контактируют с друзьями не реже, чем с родными братьями и сёстрами. А к восьми годам общение с друзьями-сверстниками выходит на первое место по частоте контактов. В отличие от европейских детей, которые обычно заводят друзей в школе, у маленьких агта и байака дружба начинается в «игровых группах», где дети набираются навыков, глядя на старших и подражая им.

Результаты, полученные исследователями, удивительно похожи на ситуацию в современном западном обществе, где люди регулярно контактируют примерно с 4-мя друзьями. Но за всё надо платить. Показано, что у современных американцев дружба способствует не только обмену информацией, но и распространению болезней. Для байака и агта, которые живут небольшими группами, такая ситуация может стать серьёзной проблемой. Однако, похоже, охотники-собиратели знают, что делать в подобных случаях. В одной из деревень агта во время вспышки кори «сеть» тут же распалась на две: контакты с больными временно прекратились.

Разумеется, исследователи не удержались от сравнения испытуемых с человекообразными обезьянами. Шимпанзе тоже любят заводить друзей, но меньше склонны кооперироваться с неродственными особями. Вероятно, стремление объединяться с незнакомцами и обмениваться с ними информацией — чисто человеческая черта и одна из предпосылок возникновения нашей цивилизации. Крепкая дружба упрощает жизнь и члену изолированного племени в джунглях, и обитателю современного мегаполиса.

Что касается байака и агта, то по окончании эксперимента они с удовольствием обменяли браслеты с непонятными приборчиками на подарки учёных — термосы и посуду.

  1. A. B. Migliano et al. Characterization of hunter-gatherer networks and implications for cumulative culture // Nature Human Behaviour 1, Article number: 0043 (2017) doi:10.1038/s41562-016-0043
  2. Jen Viegas. Social Networks of Hunter-Gatherers Reveal the Importance of a Few Close Friends // http://www.seeker.com/social-networks-of-hunter-gatherers-reveal-the-importance-of-a-few-clo-2258975219.html

Автор — Александр Соколов.
.
Комментарии