Будут ли созданы пестициды, не отравляющие пчёл?

Пчела.

Возможно, пестициды, не отравляющие пчёл, будут созданы. Группа исследователей, в которую вошли специалисты из Эксетерского университета (University of Exeter), Ротамстедской опытной станции (Rothamsted Research) и компании Байер (Bayer AG), изучила ферменты пчёл и шмелей, определяющие, насколько эти насекомые чувствительны к различным пестицидам-неоникотиноидам.

Все тонкости механизмов вредного воздействия неоникотиноидов на здоровье пчёл всё ещё изучены не полностью, но Евросоюз уже ограничил применение этих химических средств защиты растений (в 2013 году запрещено использование трёх веществ).

Пчёлы и шмели реагируют на различные неоникотиноиды по-разному. Информация о том, что помогает насекомым защищаться от некоторых веществ, даст возможность разработать безопасный для пчёл и шмелей пестицид.

В организме пчелы токсины разрушаются с помощью ферментов, известных как цитохром P450. В результате исследования выявлены подсемейство этих ферментов, характерное для пчёл — CYP9Q, и показано, что именно оно отвечает за быстрый распад некоторых неоникотиноидов.

«Определение этих ключевых ферментов даёт нам ценный инструмент для разработки таких пестицидов, которые будут безопасно перерабатываться в организме пчёл», — пояснил профессор Крис Басс (Chris Bass) из Эксетерского университета.

«Разработка пестицида может длиться десятилетия, и стоить 260 миллионов, так что это знание может помочь нам не тратить время и деньги на пестициды, которые в конечном итоге будут запрещены».

Профессор Ротамстедской опытной станции Лин Филд (Lin Field) замечает:

«Некоторые неоникотиноиды для пчёл высокотоксичны, другие имеют очень низкую токсичность, но в поле публичной дискуссии они «одним миром мазаны».

Каждый инсектицид следует оценивать особо, рассматривая их достоинства и недостатки».

В ходе работ впервые был проведён наиболее полный анализ работы пчелиных ферментов, отвечающих за детоксикацию.

При сравнении двух неоникотиноидов оказалось, что тиаклоприд пчёлы перерабатывают довольно эффективно, а имидаклоприд значительно хуже.

Ранее предполагалось, что разница в реакциях на различные неоникотиноиды может быть объяснена скоростью метаболизма. Конкретные гены или ферменты, задействованные в этом, были до сих пор неизвестны.

Исследование частично финансировалось компанией Байер, которая производит и инсектициды-неоникотиноиды.