Животные в зоопарке живут дольше, чем в дикой природе

Лев в зоопарке.

Жизнь животных полна опасностей — хищники, бескормица, капризы погоды, жёсткая конкуренция. Обитатели зоопарков защищены от всего этого. Но увеличивает ли это продолжительность их жизни? Чтобы ответить на этот вопрос, международная команда исследователей изучила более пятидесяти видов млекопитающих.

Как долго живут животные? Вопрос только кажется простым и банальным, особенно в случае, когда животное обитает в дикой природе. Определить точные даты рождения и смерти всех членов конкретной группы чрезвычайно сложная задача. В зоопарках записи о рождениях и смертях животных делаются обязательно и эта часть работы сравнительно проста.

Исследовательская группа под руководством специалистов Лионского (фр. L’universite de Lyon) и Цюрихского (нем. Universität Zürich, UZH) университетов провела оценку демографических показателей более 50 видов млекопитающих. Учёные обнаружили, что продолжительность жизни выше в зоопарках у более 80% изученных видов, в частности это африканские буйволы, олени, зебры, бобры и львы.

«Все 15 видов хищников в нашей выборке достигали большей продолжительности жизни в зоопарке, — утверждает профессор Цюрихского университета Маркус Клаусс (Marcus Clauss). — Похоже, что даже для хищников жизнь в дикой природе небезопасна».

Увеличение продолжительности жизни в зоопарке было особенно заметно у некрупных видов, живущих недолго. Это тупайи, хорьки, белохвостые олени, африканские дикие собаки. Молодь и взрослые особи этих видов в природе часто становятся жертвами хищников или внутривидовой конкуренции, что сокращает их среднюю продолжительности жизни.

Зоопарки — сравнительно недавнее изобретение человека. Старейшим зоопарком считается Зоопарк Шёнбрунн (нем. Tiergarten Schönbrunn), расположенный на территории дворцово-паркового комплекса Шёнбрунн на окраине Вены. Основан в 1752 году в качестве императорского зверинца.

В 1779 году зоопарк стал доступен для посещения простой публике, причём вход тогда был бесплатным.

«Что касается долгоживущих видов, то они, как правило, имеют сравнительно низкие показатели смертности в дикой природе, зоопарки не особо помогают им жить дольше. Эффект не столь велик и в некоторых случаях даже противоположен», — замечает Клаусс.

Продолжительность жизни львиц
Продолжительность жизни львиц в зоопарке и в дикой природе.

Исследователи подчёркивают, что их результаты не могут отражать актуальную ситуацию с продолжительностью жизни животных в зоопарках.

«Для того чтобы оценить продолжительность жизни животных, мы сделали выборку, в которую вошли родившиеся в определённый период животные, все они уже умерли. Особи, которые до сих пор живы, могли бы исказить результаты анализа», — говорит доктор Жан-Франсуа Леметр (Jean-François Lemaître) из Лионского университета.

Это означает, что изменения последних десятилетий, касающиеся содержания долгоживущих животных, не повлияли на озвученные результаты, так как многие члены когорты, находящейся под влиянием этих изменений, до сих пор живы. Как современные изменения в зоопарках влияют на срок жизни их обитателей, можно будет определить только через тридцать лет.

Исследователи подчёркивают, что долголетие не может быть единственным фактором, определяющим этичность содержания животных в неволе. Они предлагают учитывать и «многие другие аспекты».

«Наиболее важным открытием в нашем исследовании, возможно, является то, что оно показывает, что жизнь в дикой природе — это не жизнь в раю», — заключает профессор Клаусс.