Александр Соколов о выставке «Как пройти в люди»

+7 926 604 54 63 address
 Реконструкция «хоббитши» с острова Флорес и черепа с выставки «как пройти в люди». Фото: Биологический музей имени К. А.Тимирязева
Реконструкция «хоббитши» с острова Флорес и черепа с выставки «как пройти в люди». Фото: Биологический музей имени К. А.Тимирязева

В Биологическом музее работает уникальная выставка «Как пройти в люди». Один из её организаторов, главный редактор портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ Александр Соколов, рассказал, как появилась идея экспозиции, какие черепа больше всего привлекают публику и как специалисты собираются «оживить» Homo naledi.

XX2 ВЕК. На открытие выставки «Как пройти в люди» в Биологическом музее был приглашён узкий круг учёных и популяризаторов. Как всё прошло?

А. Соколов. На самом деле экспозиция заработала уже в мае, но мы с Надеждой Пантюлиной (она у нас главная по выставке) решили устроить торжественное открытие. Пригласили известных учёных и наших друзей — Александра Маркова, Елену Наймарк, Ивана Затевахина, Александра Панчина, Зою Зорину, Михаила Гельфанда, Елизавету Веселовскую, Булата Хасанова и других. У нас была торжественная часть (мне даже, как одному из авторов выставки, музейщики подарили цветы, что было крайне неожиданно и трогательно), потом наш Станислав Дробышевский рассказывал о последних открытиях археологов и антропологов. Затем все смотрели выставку, фотографировались на фоне черепов, делали селфи с челюстями и примеряли панцирь черепахи. Ещё пили чай, ели вкусную грузинскую еду, общались. У меня возникло ощущение, что учёным вот таких неформальных посиделок очень не хватает. Появилась даже мысль возродить Клуб «АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ», чьи заседания регулярно проходили в Дарвиновском музее.

XX2 ВЕК. А сама выставка произвела впечатление на гостей?

А. Соколов. От нескольких гостей я услышал, что им впервые приходится видеть подобную экспозицию. Конечно, кто-то может сказать, что это гости из вежливости сказали, но, по-моему, всё честно — таких экспозиций действительно ещё не было в нашей стране, а некоторые экспонаты вообще уникальны — например, реконструкция проконсула (древней человекообразной обезьяны) делалась специально для нашей экспозиции. Скульптор-реконструктор Анатолий Александров восстановил исходную форму черепа (тот муляж, который у нас в витрине, воспроизводит находку в том виде, в котором её когда-то извлекли из земли — деформированном). Животное воссоздано настолько реалистично, что посетитель может подумать, будто это чучело какой-нибудь современной обезьяны. А реконструкция пургаториуса — предка всех приматов, жившего на рубеже мезозоя и кайнозоя, — по-моему, единственная, ни в одном музее подобных нет. У нас и интерактивная часть — для детей и взрослых, и схема современного расового разнообразия. Такую тоже вряд ли где-нибудь ещё найдёте.

XX2 ВЕК. Кто и как решил сделать экспозицию об эволюции человека?

А. Соколов. У этой выставки об эволюции была своя эволюция. Началось всё с того, что в конце 2013 года мы с Дробышевским пришли в Государственный Биологический музей по приглашению Надежды Пантюлиной. Мы всего лишь хотели обсудить проведение в стенах музея небольшого мероприятия, вроде конференции, а про выставку заикнулись мимоходом. К тому моменту я не очень верил, что есть площадка в Москве, которую заинтересует такой проект. Но неожиданно такая площадка нашлась! И через 3 месяца напряжённых приготовлений (я, помню, с температурой 38 записывал «аудиогид» по выставке) открылась наша экспозиция «10 черепов, которые потрясли мир». Черепа нам тогда сделали в Лаборатории антропологической реконструкции — просто скопировали то, что у них нашлось на тот момент. Был там австралопитек афарский, хабилис, рудольфенсис, два эргастера, питекантроп с Явы, ещё кто-то. По сравнению с нынешней коллекцией — чуть-чуть, но для меня это была просто фантастика. Помню, как шёл смотреть наполовину готовую выставку, боясь разочароваться — а она получилась невероятно красивой! Каждый череп на отдельном «пьедестале», всё на фоне звёздного неба — впечатляло. Уже тогда воплотили идею с канатами, соединяющими разные эволюционные звенья. Эта же фишка реализована в нынешней экспозиции.

Следующая выставка — в Петербурге, в Музее истории религии через год — была уже больше, масштабней. Эволюционное дерево там сделали несколько метров в высоту! Прикольно, что делалось всё в зале, где перед этим выставлялось что-то православное. Так что стояли наши реконструкции, а сквозь занавеси просвечивали какие-то иконы. Мы беспокоились, понравится ли всё это директору музея (до меня доходили слухи, что она даже не захотела прийти на открытие). В итоге я провёл для директора личную экскурсию, она оказалась милейшей женщиной, мы подружились… Могу долго рассказывать.

Параллельно делалась передвижная выставка — это целиком заслуга Надежды, она участвовала в конкурсе «Интермузей». В итоге выставка получила грант. Руку к передвижке приложил художник Пётр Пастернак. Вот это всё и переросло в итоге в нынешнюю постоянную экспозицию. Она, кстати, не заменила существовавший в Биологическом музее зал по антропогенезу, а как бы «добавилась» к нему. Так что теперь посетитель может сначала посмотреть на классический антропогенез образца где-то 1975 года (год моего рождения), а затем пройти в другой зал и оказаться в году 2017-м. Необычное решение, очень интересный эффект — воочию видишь, как продвинулась наука за последние 40 лет.

Фото: Биологический музей имени К. А.Тимирязева
Выставка «Как пройти в люди». Фото: Биологический музей имени К. А.Тимирязева

XX2 ВЕК. Какие были главные трудности?

А. Соколов. В поиске средств, прежде всего. Помог музей, плюс очень многое делалось на энтузиазме. Где взять экспонаты? Я их заказывал в зарубежных интернет-магазинах. Некоторые муляжи приходили, мягко говоря, неидеального качества, и Анатолий Александров своими руками их доводил до ума. Он же сделал фантастические скульптуры — пургаториуса, проконсула, хоббита. Сергей Кривоплясов предоставил виртуальную реконструкцию «Человека грузинского», наши художники Роман Евсеев и Олег Осипов нарисовали портреты гоминид. Станислав Дробышевский написал научно корректные тексты. Надежда, кажется, жила в музее, без сна и отдыха. С такими людьми, как у нас подобрались, никакие трудности не страшны.

XX2 ВЕК. Какой экспонат у вас самый любимый?

А. Соколов. Трудно выбрать. У нас, например, просто удивительная хоббитша с острова Флорес — как я уже сказал, произведение Анатолия. Сначала был сделан только бюст — плечи и голова с выразительным лицом. А потом уже Толя замахнулся на ростовую скульптуру, которая получилась очень натуральной. Скульптура эта немного уже попутешествовала, с ней фотографировались участники форума «Учёные против мифов-4», даже православный батюшка не устоял. Ещё отмечу череп Хомо наледи с автографом Ричарда Докинза — наша гордость. Когда-нибудь продадим с аукциона и откроем новый музей!

XX2 ВЕК. У вас висит доска для записок посетителей. Много пишут. Коллекционируете?

А. Соколов. Мы такую доску делали в каждом городе, куда приезжала передвижная выставка. Пишут очень активно, но, как правило, примерно одно и то же везде. Хотя встречались необычные варианты, например вопросы: «Отличают ли обезьяны фиолетовый от розового» или «Кто убил мамонта на 71 широте 44 тыс. лет назад?» Иногда пишут с вызовом: «Я не произошёл от обезьяны!», но не часто, кстати. Зато часто благодарят, экспозиция всем нравится, особенно детям.

XX2 ВЕК. Каковы перспективы развития экспозиции?

А. Соколов. Перспективы во многом определяются свободной площадью. У нас ведь и сейчас уже экспонатов больше, чем в витринах, но они и так очень плотно забиты, как вы можете убедиться. К нам приехала челюсть гигантопитека, например. Есть часть скелета Люси. Отпечатан на 3D-принтере череп хабилиса из Кооби-Фора. Сейчас задумали работу над новой реконструкцией — Homo naledi. Восстанавливать внешность этого странного человечка будет Елизавета Веселовская из знаменитой Лаборатории антропологической реконструкции имени Герасимова. Потом готовую скульптуру в современных материалах — с кожей, волосами и прочим — воплотит Анатолий Александров. А Сергей Кривоплясов отсканирует её и сделает анимированную 3D-копию — наш наледи оживёт. Весь ход работы хотим зафиксировать на видео и сделать небольшой фильм о том, как работают современные реконструкторы. И заодно порекламировать нашу выставку.

XX2 ВЕК. Александр, последний вопрос. Какие у вас планы на лето?

А. Соколов. Мы всей редакцией отправляемся в экспедицию — будем копать стоянку неандертальцев. Может быть, повезёт — найдём новый экспонат для выставки!


Примечание XX2 ВЕКа: пока интервью готовилось к публикации, команда АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ таки уехала в экспедицию и регулярно выкладывает в группе вконтакте интересные фото с места событий.

.
Комментарии