Бытует мнение, что современные школьники ничем не интересуются — им лишь бы смотреть видео в TikTok и листать ленту Instagram. Или, может, у учеников всё-таки можно пробудить интерес и к химии, и к русскому языку, и к географии? А если можно, то как? Специально ко Дню учителя школьные преподаватели разных дисциплин поделились с порталом «XX2 век» мыслями о том, что можно и нужно делать, чтобы заинтересовать школьников тем или иным учебным предметом.
Екатерина Обухова, учительница английского языка
«Для того, чтобы ученикам был интересен предмет, учителю нужно уметь разговаривать с ними на одном языке. Вокруг сегодняшних подростков огромное информационное поле, они знают намного больше, чем в их возрасте знали мы — учителя. Да, это не всегда необходимая для нашей жизни информация, но мы обязаны знать то, что может помочь нам уловить их vibe.
Если я могу привести примеры условных предложений с использованием информации о Моргенштерне, Егоре Криде или Ольге Бузовой, то я уже не просто учитель, я — человек «в теме». Применение артиклей будет интереснее в условиях выбора ноутбука для дистанта во время изоляции, чем в решении грамматических упражнений старого доброго Голицынского (тем более что к нему всегда можно вернуться в качестве дрилла).
Да и вообще, если ученикам интересен учитель, то и предметом своим он увлечь сможет за первую минуту урока».
Виктория Карпенко, учительница истории, Брянск
«Обычно, чтобы вызвать интерес к своему предмету, я предлагаю учащимся практические занятия. Им очень интересно примерять на себя роли известных исторических деятелей, разыгрывать сценки (не ограничиваю их фантазию). Ученики всегда с большим восторгом воспринимают тематические конкурсы (например, «Своя игра»), ведь там можно продемонстрировать свои знания, а иногда и везение. Ещё ребятам нравится быть в роли учителя, они могут найти интересные факты, которыми им не терпится поделиться со всеми. Если удаётся выехать с экскурсией и там будут мастер-классы, то эмоций хватает на несколько месяцев. Я уверена, что и от моего настроя зависит, понравится ли детям урок, захотят ли они узнать что-то новое сами, стараюсь всегда демонстрировать свою заинтересованность и уважение к проделанной ими работе».
Михаил Солонников, учитель русского языка и литературы, Ленинградская область, в инстаграме @solonnikov_poetry
«Скажу страшно банальную вещь, но для того, чтобы заинтересовать школьника своим предметом, нужно самому любить свой предмет. К сожалению, иногда можно встретить педагогов, без огня в глазах рассказывающих о творчестве разных поэтов и писателей, педагогов, не знающих о современных тенденциях в литературе. Именно поэтому я уверен, что учитель сам должен быть тем, кем хочет видеть своих учеников».
Елена Рогозина, учительница русского языка и литературы, Нижний Новгород
«Для меня, учителя русского языка и литературы, всегда важно привлечь внимание ребёнка к чтению. Я стараюсь находить в каждом пройденном произведении примеры проблем, с которыми ученики сталкиваются в своей подростковой жизни. Если говорить о формах работы, то наиболее интересно проходят уроки с элементами игры, будь то инсценировка или написание дневника от имени главного героя.
Ещё стараюсь помочь детям увидеть и понять структуру и систему родного языка, ведь часто мы сталкиваемся со случаями, когда правило вроде бы знаешь, а применить его не можешь.
Применяю на уроках мнемотехнику и движения (та самая физкультминутка для «поколения Z» чрезвычайно важна).
Кроме того, поскольку все мы сегодня живем в цифровом пространстве, стараюсь находить увлекательный контент по разным темам в интернете».
Анастасия Яковлева (имя изменено по просьбе автора комментария)
«Если бы вы спросили меня о том, как заинтересовать учеников русским языком и литературой, 15 лет назад, я вам привела бы массу способов, которыми сама в то время пользовалась. Тогда привить любовь детям к книгам и языку было несложно: мы занимались по сборникам с олимпиадными заданиями, на переменах обсуждали рассказы Татьяны Толстой и Людмилы Улицкой, писали стихи и короткую прозу… К сожалению, сейчас о тех временах остались лишь воспоминания. Изменились дети, их родители, ценности поколения, что ли. Вот сидит у меня в классе ученик, ни на чём не может сосредоточиться, заданную книгу читал максимум в кратком пересказе, и то не всегда. Сидит, нервничает, не может дождаться перемены. Как только звенит звонок, хватает смартфон — ну как же, 40 минут просидел без «тик-тока»!
А вот сидит мама этого ученика на собрании. И точно так же не может выдержать час без телефона! Понимает, что неудобно сидеть в «инстаграме», пока обсуждают успеваемость детей, нервничает, глядит каждую минуту на часы.
Я знаю, что многие считают, будто компьютерные игры, социальные сети и бесконечные ролики в интернете не влияют на успеваемость школьников. Но я лично наблюдала, что, когда дети начали все перемены проводить не в коридорах, а в смартфонах, ухудшились не только оценки. Ученики теперь не могут долго на чём-то сосредоточить внимание. Как они могут прочитать «Войну и мир», когда их максимум — посты на пять абзацев? «Ютуб» вываливает на детей ежедневно сотни ярких и громких роликов, а мы, учителя, блекнем по сравнению со всеми этими видео, от которых невозможно оторваться неокрепшему уму.
Поэтому я отвечу так. В каждом классе на 25—30 человек есть максимум 1—2 ученика, которых можно заинтересовать. И подавляющее большинство тех, кому плевать и на учителя, и на предмет».
Екатерина Куртикова, учительница английского языка, Нижний Новгород, в инстаграме @ekaterina_kurtikova
«За восемь лет работы в школе у меня появились некоторые лайфхаки, которые помогут заинтересовать школьников изучением английского языка:
1) можно, задав лишь тему разговора, использовать на уроках социальные сети или Viber, например, для общения детей с иностранным сверстником или между собой. В такой ситуации они будут хотеть общаться, делиться идеями и обмениваться мнениями;
2) учащиеся любят смотреть фильмы, мульты и слушать современную музыку. Обращайте внимание на то, что им нравится и о чём они говорят с восхищением! Можно смело использовать фрагменты из фильмов, мультов, видеоролики и песни в классе для прослушивания, чтения или изучения новой лексики. Иногда полезно отойти от учебников;
3) используйте игры. Я считаю, что это один из эффективных способов изучения языка, способствующий решению многих задач;
4) приводите примеры из реальной жизни. Это поможет расположить к себе, а также заинтересует учеников и сделает их более подготовленными к тому, что они найдут вне школьных стен;
5) хвалите своих учеников, давайте им обратную связь, не забывайте, что исправлять ошибки нужно так, чтобы не травмировать ребёнка: сначала скажите слова похвалы и только потом отметьте неточность/ошибку;
6) празднуйте достижения учеников, пусть даже и небольшие — это придаст им уверенности в себе, и они будут бежать к вам на урок с радостью и отличным настроением».
Татьяна Коновалова, учительница истории, Москва
«Как школьникам привить любовь к истории? К сожалению, после семи лет преподавания могу сказать: никак. В общем-то, это одна из причин, почему в сентябре я ушла из школы».
Оксана Сергеевна, учительница начальных классов, Бендеры, в инстаграме @oksana_sergeevna_1202
«Сначала учитель, потом его предмет. Если учитель не равнодушен к своему делу, то и уроки у него будут нескучными. Как заинтересовать ученика? Уроки должны быть интересными! Что я для этого делаю? Никогда не иду на урок неподготовленной, создаю наглядный материал, презентации, подбираю интересные темы и примеры, организую смену деятельности, слежу, чтобы обстановка была рабочей и доброжелательной.
А главное, всё должно быть сделано с любовью. Нужно просто вложить в каждый урок тепло своего сердца и поделиться им с ребятами.
В ответ я получаю вдвое больше».
Юлия Александрова, учительница начальной школы, в инстаграмме @school_fay_
«Заинтересовать учеников совсем не сложно. Достаточно любить то, чем занимаешься. Когда дети видят ваш интерес, сами стараются понять, что же там такое увлекательное!»
Татьяна Макарова, учительница истории и обществознания
«Мне кажется, мне просто повезло. История — это тот предмет, которым можно при некотором усилии заинтересовать даже самого ленивого ученика. Например, когда я в классе зачитываю дневники или письма правителей разных эпох, все, как говорится, «обращаются в слух».
Сейчас снимают много исторических фильмов и сериалов, и иногда я «задаю» на выходные посмотреть какой-нибудь продукт Netflix (отечественное кино наши дети не любят). Потом мы в классе обсуждаем киноляпы, и обсуждения получаются очень смешными и увлекательными! В общем, стараюсь быть с детьми «на одной волне». Если раньше я советовала ученикам дополнительную литературу, то сейчас советую послушать на досуге исторические подкасты. Мой любимый — «Закат империи», хотя ведущий, конечно, не всегда объективен».