«Сначала учитель, потом его предмет»: как пробудить интерес к учёбе у поколения TikTok

+7 926 604 54 63 address
 «Заинтересовать учеников совсем не сложно. Достаточно любить то, чем занимаешься. Когда дети видят ваш интерес, сами стараются понять, что же там такое увлекательное!»
«Заинтересовать учеников совсем не сложно. Достаточно любить то, чем занимаешься. Когда дети видят ваш интерес, сами стараются понять, что же там такое увлекательное!»


Бытует мнение, что современные школьники ничем не интересуются — им лишь бы смотреть видео в TikTok и листать ленту Instagram. Или, может, у учеников всё-таки можно пробудить интерес и к химии, и к русскому языку, и к географии? А если можно, то как? Специально ко Дню учителя школьные преподаватели разных дисциплин поделились с порталом «XX2 век» мыслями о том, что можно и нужно делать, чтобы заинтересовать школьников тем или иным учебным предметом.

Екатерина Обухова, учительница английского языка

«Для того, чтобы ученикам был интересен предмет, учителю нужно уметь разговаривать с ними на одном языке. Вокруг сегодняшних подростков огромное информационное поле, они знают намного больше, чем в их возрасте знали мы — учителя. Да, это не всегда необходимая для нашей жизни информация, но мы обязаны знать то, что может помочь нам уловить их vibe.

Если я могу привести примеры условных предложений с использованием информации о Моргенштерне, Егоре Криде или Ольге Бузовой, то я уже не просто учитель, я — человек «в теме». Применение артиклей будет интереснее в условиях выбора ноутбука для дистанта во время изоляции, чем в решении грамматических упражнений старого доброго Голицынского (тем более что к нему всегда можно вернуться в качестве дрилла).

Да и вообще, если ученикам интересен учитель, то и предметом своим он увлечь сможет за первую минуту урока».

Виктория Карпенко, учительница истории, Брянск

«Обычно, чтобы вызвать интерес к своему предмету, я предлагаю учащимся практические занятия. Им очень интересно примерять на себя роли известных исторических деятелей, разыгрывать сценки (не ограничиваю их фантазию). Ученики всегда с большим восторгом воспринимают тематические конкурсы (например, «Своя игра»), ведь там можно продемонстрировать свои знания, а иногда и везение. Ещё ребятам нравится быть в роли учителя, они могут найти интересные факты, которыми им не терпится поделиться со всеми. Если удаётся выехать с экскурсией и там будут мастер-классы, то эмоций хватает на несколько месяцев. Я уверена, что и от моего настроя зависит, понравится ли детям урок, захотят ли они узнать что-то новое сами, стараюсь всегда демонстрировать свою заинтересованность и уважение к проделанной ими работе».

Михаил Солонников, учитель русского языка и литературы, Ленинградская область, в инстаграме @solonnikov_poetry

«Скажу страшно банальную вещь, но для того, чтобы заинтересовать школьника своим предметом, нужно самому любить свой предмет. К сожалению, иногда можно встретить педагогов, без огня в глазах рассказывающих о творчестве разных поэтов и писателей, педагогов, не знающих о современных тенденциях в литературе. Именно поэтому я уверен, что учитель сам должен быть тем, кем хочет видеть своих учеников».

Елена Рогозина, учительница русского языка и литературы, Нижний Новгород

«Для меня, учителя русского языка и литературы, всегда важно привлечь внимание ребёнка к чтению. Я стараюсь находить в каждом пройденном произведении примеры проблем, с которыми ученики сталкиваются в своей подростковой жизни. Если говорить о формах работы, то наиболее интересно проходят уроки с элементами игры, будь то инсценировка или написание дневника от имени главного героя.

Ещё стараюсь помочь детям увидеть и понять структуру и систему родного языка, ведь часто мы сталкиваемся со случаями, когда правило вроде бы знаешь, а применить его не можешь.

Применяю на уроках мнемотехнику и движения (та самая физкультминутка для «поколения Z» чрезвычайно важна).

Кроме того, поскольку все мы сегодня живем в цифровом пространстве, стараюсь находить увлекательный контент по разным темам в интернете».

Анастасия Яковлева (имя изменено по просьбе автора комментария)

«Если бы вы спросили меня о том, как заинтересовать учеников русским языком и литературой, 15 лет назад, я вам привела бы массу способов, которыми сама в то время пользовалась. Тогда привить любовь детям к книгам и языку было несложно: мы занимались по сборникам с олимпиадными заданиями, на переменах обсуждали рассказы Татьяны Толстой и Людмилы Улицкой, писали стихи и короткую прозу… К сожалению, сейчас о тех временах остались лишь воспоминания. Изменились дети, их родители, ценности поколения, что ли. Вот сидит у меня в классе ученик, ни на чём не может сосредоточиться, заданную книгу читал максимум в кратком пересказе, и то не всегда. Сидит, нервничает, не может дождаться перемены. Как только звенит звонок, хватает смартфон — ну как же, 40 минут просидел без «тик-тока»!

А вот сидит мама этого ученика на собрании. И точно так же не может выдержать час без телефона! Понимает, что неудобно сидеть в «инстаграме», пока обсуждают успеваемость детей, нервничает, глядит каждую минуту на часы.

Я знаю, что многие считают, будто компьютерные игры, социальные сети и бесконечные ролики в интернете не влияют на успеваемость школьников. Но я лично наблюдала, что, когда дети начали все перемены проводить не в коридорах, а в смартфонах, ухудшились не только оценки. Ученики теперь не могут долго на чём-то сосредоточить внимание. Как они могут прочитать «Войну и мир», когда их максимум — посты на пять абзацев? «Ютуб» вываливает на детей ежедневно сотни ярких и громких роликов, а мы, учителя, блекнем по сравнению со всеми этими видео, от которых невозможно оторваться неокрепшему уму.

Поэтому я отвечу так. В каждом классе на 25—30 человек есть максимум 1—2 ученика, которых можно заинтересовать. И подавляющее большинство тех, кому плевать и на учителя, и на предмет».

Екатерина Куртикова, учительница английского языка, Нижний Новгород, в инстаграме @ekaterina_kurtikova

«За восемь лет работы в школе у меня появились некоторые лайфхаки, которые помогут заинтересовать школьников изучением английского языка:

1) можно, задав лишь тему разговора, использовать на уроках социальные сети или Viber, например, для общения детей с иностранным сверстником или между собой. В такой ситуации они будут хотеть общаться, делиться идеями и обмениваться мнениями;

2) учащиеся любят смотреть фильмы, мульты и слушать современную музыку. Обращайте внимание на то, что им нравится и о чём они говорят с восхищением! Можно смело использовать фрагменты из фильмов, мультов, видеоролики и песни в классе для прослушивания, чтения или изучения новой лексики. Иногда полезно отойти от учебников;

3) используйте игры. Я считаю, что это один из эффективных способов изучения языка, способствующий решению многих задач;

4) приводите примеры из реальной жизни. Это поможет расположить к себе, а также заинтересует учеников и сделает их более подготовленными к тому, что они найдут вне школьных стен;

5) хвалите своих учеников, давайте им обратную связь, не забывайте, что исправлять ошибки нужно так, чтобы не травмировать ребёнка: сначала скажите слова похвалы и только потом отметьте неточность/ошибку;

6) празднуйте достижения учеников, пусть даже и небольшие — это придаст им уверенности в себе, и они будут бежать к вам на урок с радостью и отличным настроением».

Татьяна Коновалова, учительница истории, Москва

«Как школьникам привить любовь к истории? К сожалению, после семи лет преподавания могу сказать: никак. В общем-то, это одна из причин, почему в сентябре я ушла из школы».

Оксана Сергеевна, учительница начальных классов, Бендеры, в инстаграме @oksana_sergeevna_1202

«Сначала учитель, потом его предмет. Если учитель не равнодушен к своему делу, то и уроки у него будут нескучными. Как заинтересовать ученика? Уроки должны быть интересными! Что я для этого делаю? Никогда не иду на урок неподготовленной, создаю наглядный материал, презентации, подбираю интересные темы и примеры, организую смену деятельности, слежу, чтобы обстановка была рабочей и доброжелательной.

А главное, всё должно быть сделано с любовью. Нужно просто вложить в каждый урок тепло своего сердца и поделиться им с ребятами.

В ответ я получаю вдвое больше».

Юлия Александрова, учительница начальной школы, в инстаграмме @school_fay_

«Заинтересовать учеников совсем не сложно. Достаточно любить то, чем занимаешься. Когда дети видят ваш интерес, сами стараются понять, что же там такое увлекательное!»

Татьяна Макарова, учительница истории и обществознания

«Мне кажется, мне просто повезло. История — это тот предмет, которым можно при некотором усилии заинтересовать даже самого ленивого ученика. Например, когда я в классе зачитываю дневники или письма правителей разных эпох, все, как говорится, «обращаются в слух».

Сейчас снимают много исторических фильмов и сериалов, и иногда я «задаю» на выходные посмотреть какой-нибудь продукт Netflix (отечественное кино наши дети не любят). Потом мы в классе обсуждаем киноляпы, и обсуждения получаются очень смешными и увлекательными! В общем, стараюсь быть с детьми «на одной волне». Если раньше я советовала ученикам дополнительную литературу, то сейчас советую послушать на досуге исторические подкасты. Мой любимый — «Закат империи», хотя ведущий, конечно, не всегда объективен».

.
Комментарии