Космическая гонка, ремикс

+7 926 604 54 63 address
 Китай и США — это новые Давид и Голиаф. Такими они выглядят в головах людей.
Китай и США — это новые Давид и Голиаф. Такими они выглядят в головах людей.

Во второй половине XX века за космос соревновались две стороны — условный Восток, за которым стояла коммунистическая идеология и экономика и который был ведом СССР, и условный Запад — капитализм и США соответственно. Сейчас «космическая гонка» никуда не делась, но кто теперь играет за «Восток» и «Запад»?

На протяжении веков мы пытались разгадать тайны Вселенной, и наши образы мира определяли ответы, которые мы давали. В разные времена Луна обозначала безумие или плодовитость, когда-то считали, что там могут жить инопланетяне. Но на практике небесные тела просто мерцали в небе, находясь за пределами нашей досягаемости.

Все изменилось в 1969 году. Тогда миллионы людей на Земле настроили свои приёмники на нужную волну и услышали потрескивающий эфир с голосом Нила Армстронга (Neil Armstrong), передающийся на расстояние 240 000 миль — с Луны в гостиные простых людей. Они тогда услышали, как он назвал свою лунную прогулку «маленьким шагом для человека, но огромным — для всего человечества». Его следы, подобно окаменелым следам динозавров, оставили неизгладимое впечатление. Человечество делало историю, и оно само становилось историей. Тем не менее, в то время как следы Армстронга символизировали достижения человечества, флаг США на Луне символизировал триумф американских ценностей. Это было торжество звёздочек и полосочек над серпом и молотом. Теперь, чуть менее чем через пятьдесят лет, из-за наличия бесконечного количества ресурсов, а значит и потенциальной прибыли, космическое пространство превратилось в место для частного предпринимательства. Напрашивается вопрос: а что сейчас обозначает некогда развёрнутый на Луне флаг США, и с кем он конкурирует?

Подсказку можно найти в образах, на которых недавно заострили внимание предприниматель-миллиардер Навин Джейн (Naveen Jain) и старший вице-президент Центра стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies, CSIS) Джеймс Льюис (James Lewis). Оба рассказывают про космическое будущее человечества, обусловленное политическим мифом — столкновением цивилизаций. Далее я кратко опишу, как работают политические образы и мифы, а потом рассмотрю их дискурс.

Образы и мифы

В политике образы используются, чтобы выстроить рассказ о том или ином будущем. Люди цепляются за образы в попытках очертить пути к воображаемому и, конечно же, лучшему, будущему.

Начиная от политиков и заканчивая журналистами, люди использует язык для построения образных репрезентаций разных «будущих», и хотя эти образы могут проговариваться нечётко, они явно визуализируются в воображении слушателей и читателей.

Обществу нужны эти образы будущего, потому что, как утверждал Гоббс, человек — это такое животное, чей взгляд всегда направлен в будущее, мы всегда ожидаем будущих наслаждений. Наш страх перед неизвестностью побуждает нас исследовать причины вещей, так как, только поняв их, мы можем контролировать их последствия. Раньше люди часто прибегали к религии, чтобы объяснить вещи, кажущиеся необъяснимыми. То же самое можно сказать и о мифах. Люди — это такие животные, которые верят в мифы. Но мифы менее жёстки, чем религия, их истины менее абсолютны. Мифы дают нам основу, с помощью которой мы можем объяснять наш опыт, рассказывать истории о том, откуда всё пошло; они помогают нам делать прогнозы о том, что нам несёт день грядущий. Мифические образы упрощают реальность, предлагая нам умозрительную схему, с помощью которой мы можем более эффективно осмыслять явления и двигаться дальше. Они не обязательно верны, но мы можем сделать их истинными в наших действиях. В отличие от сказок и других повествований, которые имеют начало и конец, в мифах нет порядка, они реагируют на нашу изменяющуюся потребность в осмыслении того или иного события.

В частности, политические мифы отвечают на потребность той или иной группы людей быть значимой, с учётом политического и социального контекста.

Одним из повторяющихся политических мифов является столкновение цивилизаций. Квинтэссенцию этого мифа можно найти в словах Киплинга «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им никогда не сойтись». Здесь писатель указывает на непреодолимые различия между цивилизациями Востока и Запада. Этот образ создаёт ложную дихотомию, объединяя огромные группы людей в два противоположных лагеря, чьи культуры и ценности настолько непохожи, что не могут сосуществовать. О таком восприятии цивилизаций, ориенталистском, также писал социолог Эдуард Саид (Edward Said).

Разграничение на Запад и Восток не является однозначным, эту рамку можно применять или не применять к разным группам в разные моменты истории. Однако один элемент в мифе остаётся постоянным — одна группа должна победить другую, иначе, гласит миф, группа исчезнет. Такая конструкция используется для объяснения различных исторических событий или для предсказаний будущего, и раз за разом концентрируется вокруг освоения разными сторонами космоса. Далее я проанализирую различные дискурсы, связанные с освоением космоса, чтобы показать, как работает миф в данном случае.

Та же война, новый враг

Джеймс Льюис в Подкомитете по космосу Дома науки, космоса и технологий (House Science, Space and Technology Subcommittee on Space) выступил с заявлением:

Космическая гонка между США и Советским Союзом была состязанием между двумя очень разными системами — коммунизмом и капиталистической демократией. Полёт человека в космос был важной частью Холодной войны. Он должен был служить доказательством, что рынок и демократия превосходят научный социализм, или наоборот. Предполагалось, что система, выигравшая космическую гонку, продемонстрирует этим своё превосходство над другой.

Сейчас мы имеем дело с конкуренцией между американской и китайской системами, и их соперничество не так очевидно. Но весь остальной мир думает, что мы конкурируем.

Апеллируя к образам Холодной войны и прошлого с двумя полярностями, Льюис воспроизводит образ космической конкуренции как поля сражения. Во время первой космической гонки 1960-х годов мы наблюдали столкновение между США и Советским Союзом. «Запад» тогда стоял за капиталистическую демократию, «Восток» за коммунизм, и, несмотря на бесконечность космического пространства, в нём не могло найтись места для двух наборов ценностей, убеждений и экономических систем. Тот, кто заправлял космосом, властвовал и над Землёй; первый прилунившийся человек был американцем, и это маркировало триумф демократии. «Запад» победил.

От переводчика. По крайней мере, так это преподносится в американских школах, но совсем по-другому — на постсоветском пространстве. У нас Луна не так важна, так как «мы» на ней не первые, зато у нас первый человек в космосе!

В 2016 году, ссылаясь на Советский Союз своей в речи, Льюис описывает его как антагониста, конкурента и врага. Но Советский Союз остался в прошлом, и Льюис помещает Китай в освободившийся слот. Он намекает на то, что космос всегда был, есть и будет пространством борьбы разных сил. Это «неоспоримая истина», и победитель может быть только один. Однако Китай в этом столкновении не просто заменяет Советский Союз в роли «нового Востока», тут меняется характер противостояния. Как замечает Льюис, «конкуренция между американскими и китайскими системами не так идеологически ясна, как это было в случае с СССР». Если тогда Советский союз выступал за «научный социализм», а США выступали за «рынок и демократию», то что означают «Восток» и «Запад» сейчас, по прошествии почти 50 лет?

Запад — капитализм

Чтобы ответить на этот вопрос, я сошлюсь на высказывания американского миллиардера Навина Джейна, основателя и председателя Moon Express, компании, цель которой — пустить в оборот ресурсы Луны. Джейн тоже ссылается на этот политический миф в интервью The Wall Street Journal в 2016 году, но уже с большей конкретикой. Он смело заявляет, что если Китай не будет уважать права собственности Moon Express на лунные ресурсы, то компания задействует всю мощь США, чтобы отстоять своё право. Заметьте, у него даже зондов нет на Луне, но он уже описывает нам драматическое противостояние между Китаем, своеобразным Голиафом — узурпатором прав собственности, и Америкой — Давидом, чемпионом свободного предпринимательства.

Для Джейна США как государство существует для защиты и удовлетворения потребностей крупного бизнеса; оно гарантирует, что будут поддерживаться правильные условия для процветания свободного предпринимательства. Для него космическое пространство представляет собой неосвоенную частными компаниями область, свободную от земной бюрократии. Это либертарианский рай! В космическом пространстве роль США сводится к исполнению функции сторожа, оно гарантирует, что с компаниями, даже самыми маленькими, обходятся как с независимыми государствами.

Происходит конвергенция образов, отождествление государства и компаний. В итоге Джейн делает смелое утверждение, что, как только Moon Express прилунится, они станут «четвёртой сверхдержавой». В то время как в 1969 году посадка на Луну символизировала триумф демократии, в 2016 году Джейн заявляет, что «посадка на Луну символизирует потенциальные огромные достижения небольшой группы предпринимателей».

Он продолжает: «…мы не станем Великобританией, Германией или Францией, это будет просто группа предпринимателей». Следовательно, на идеологическом уровне, «Запад» не несёт смысловую нагрузку государств-демократий; бизнесмены занимают место политиков. Но когда он рассматривает угрозы своей лунной миссии с Востока, то там фигурирует не китайский бизнес, а китайское государство. То есть, сейчас в идеологическом пространстве мифа противоборствующие игроки — это китайский государственный капитализм и американский неолиберальный капитализм.

Более того, Запад больше не олицетворяет демократию в столкновении цивилизаций — только неолиберальный капитализм. Это видно из отождествления образов Moon Express и «четвёртой сверхдержавы». Тогда как США обязаны защищать интересы своих граждан, руководство Moon Express никто не избирал в демократических выборах, они мотивированы только прибылью и защищают только интересы своих акционеров. Поэтому то, что про Moon Express можно помыслить как про сверхдержаву, указывает на возможное будущее, в котором частные компании равны национальным государствам.

Когда Армстронг поднял американский флаг на Луне, это был не только «небольшой шаг вперёд» для США, но и «гигантский прыжок вперёд» для их видения будущего человечества, в котором их экономический порядок доминирует не только на Земле, но и в космосе. Это система, в которой звёзды имеют стоимость и в которой даже Луну можно купить.

.
Комментарии