Талантливая американская актриса Гвинет Пэлтроу (Gwyneth Paltrow) последние несколько лет знаменита, кроме своих замечательных ролей, тем, что возглавляет бренд Goop, родившийся в 2008 году в качестве домашней странички и превратившийся к текущему моменту в немаленькую лайфстайл-компанию, впаривающую многочисленным поклонникам Гвинет (вернее, поклонницам — основная аудитория Goop — женщины) «всё самое лучшее», в том числе неработающие диеты и бесполезные оздоровительные практики и аксессуары. Время от времени честные и образованные люди не выдерживают и пытаются разоблачить те или иные заявления Goop о продаваемых и продвигаемых товарах и методиках. К сожалению, на возникающем хайпе Goop и его партнёры, как правило, только поднимаются. На днях центром скандала стали наклейки на тело Body Vibes, «регулирующие энергию тела» и сделанные, по утверждению Goop, «из того же материала, что и космические костюмы NASA». Суть скандала в том, что NASA оказалось не в курсе, что у него есть такой материал. Потому что его нет.
В начале этого года вокруг Goop гремел скандал, связанный с так называемыми «нефритовыми яйцами» (jade eggs): Пэлтроу предлагает женщинам вставлять их во влагалища — для «увеличения сексуальной энергии, улучшения тонуса мышц, лучшего контроля над мочевым пузырём, более регулярного цикла и — возможно, это самое главное — ради чувства связи с самой собой и своей внутренней силой». Так-то. Чтобы подтвердить все эти смелые утверждения, Goop ссылается на некие абстрактные «тантрические и даосские практики». Врачи и просто неравнодушные люди в январе много писали на разных ресурсах, что: а) нет никаких исследований о том, что нефритовые яйца вообще как-то работают; б) в них нет ни отверстия, ни шнурка, чтобы облегчить их извлечение, если с этим возникнут трудности; в) нефрит — пористый, а потому оставление jade egg во влагалище на ночь чревато токсическим шоком; г) что, чёрт побери, вообще такое «внутренняя сила»? И т. п. Разгорелось обсуждение — в результате интерес к нефритовым яйцам только вырос.
На этот раз средоточием внимания общественности стал другой товар, продвигаемый компанией Пэлтроу, — наклейки на тело Body Vibes (120 долларов за упаковку из 24 штук). Goop описывал их как «сделанные из того же проводящего углеродного материала, что и космические костюмы NASA». В силу последнего Body Vibes якобы должны «перебалансировать энергию в ваших телах», потому что они «настроены на идеальную частоту жизненной энергии». При этом, видимо, имелось в виду, что покупательницы Goop живут не в таких экстремальных условиях, как космонавты на орбите, потому целого скафандра им не надо, а достаточно дюймового кружочка или сердечка из чудесного материала на предплечье.
Однако мы живём в XXI веке, и проблема широкозахватного окучивания лоха сейчас сопряжена с невозможностью сохранить это в тайне от тех, чьим добрым именем пытаешься прикрыться. Реклама чудо-нашлёпок попала на глаза авторам Gizmodo, а те не затруднились обратиться за комментарием непосредственно в NASA. И представитель этого уважаемого агентства сообщил, что у NASA «нет никакого проводящего углеродного материала», а костюмы, в которых астронавты работают на МКС, сделаны из синтетических материалов, в частности из спандекса.
Gizmodo обратилось к представителям Body Vibes и Goop с просьбой предоставить ссылку на опубликованное в рецензируемом журнале исследование, подтверждающее, что их «космические» наклейки оказывают какое-либо влияние на организм человека. Сначала долго не было никакого ответа. Затем гизмодовцам объяснили, что в основе якобы существующего оздоровительного воздействия Body Vibes лежат некие «технологии синтеза биоэнергетики», будто бы разработанные в компании AlphaBio Centrix, Невада, США. Gizmodo обратилось за комментариями к основателю компании Ричарду Итону (Richard Eaton), который поведал следующее:
«Не вдаваясь в подробности разработок и исследований этой технологии, она сводится к следующему: я нашёл способ использовать биочастоту человеческого тела, которая восприимчива к внешним энергетическим сигналам».
Он также добавил:
«Большая часть исследований конфиденциальна и охраняется как коммерческая тайна».
Пять баллов, Итон! Оправдание «секретностью исследований» — это почти то же самое, что отсылка к «эзотерической мудрости востока»: скептикам сразу ясно, что фуфло, а романтики могут продолжать обманываться, так как возражений по каждому тезису или выводу исследований не представишь — нет никаких выводов и тезисов!
Когда же Gizmodo попросило прокомментировать ситуацию с Body Vibes Марка Шелхамера (Mark Shelhamer), бывшего главного научного сотрудника отдела научных исследований NASA, тот был немногословен:
«Ого, — сказал он, — какая большая куча дерьма».
Чуть позже последовали объяснения от Goop. Сайт Гвинет Пэлтроу убрал упоминание NASA и прислал в Gizmodo следующее заявление:
«Как мы всегда объясняли, наши советы и рекомендации не являются официально одобренными, а мнения, высказанные компаниями и экспертами, которых мы представляем, не обязательно отражают наши взгляды. Предназначение нашего контента — выделять уникальные продукты и предложения, находить открытые альтернативы и поощрять дискуссию. …Основываясь на заявлении NASA, мы в свою очередь обратились в компанию [Body Vibes], чтобы уточнить информацию, и удалили спорные заявления с нашего сайта до получения дополнительных сведений».
Наконец, и представители Body Vibes извинились за неправильное описание своего продукта:
«Мы приносим извинения NASA, Goop, нашим клиентам и поклонникам за этот испорченный телефон. Мы никогда не собирались вводить кого-либо в заблуждение. Мы узнали, что наш инженер был неверно проинформирован дистрибьютором о соответствующем материале, приобретённом нами из-за его уникальных спецификаций. Мы сожалеем, что не проявили должной осмотрительности, прежде чем включать информацию дистрибьютора в описание нашего продукта».
В общем, понятно: виноват стрелочник. Классика. Ищи теперь того инженера и того дистрибьютора.
С другой стороны, можно ведь радоваться? NASA, Gizmodo и здравый смысл победили? Ну как сказать…
Вот продолжение заявления Body Vibes:
«…Однако происхождение материала никоим образом не влияет на эффективность. Body Vibes по-прежнему привержена идее создания целостного образа жизни, и мы поддерживаем качество и эффективность нашего продукта».
«Не влияет на эффективность», понимаете? То есть, OK, никакой материал не космический, технологии чёрт пойми какие, продавец сырья обманул нашего инженера, но наша жужжалка для ж… наклейка для кожи всё равно работает! Всего 120 долларов — и ваш образ жизни станет целостным. Что бы это ни значило.
Шах и мат, аметисты. Божья роса. Ну а что? Не терять же прибыль из-за каких-то назойливых скептиков.
Кстати, об аметистах. В онлайн-магазине Goop продаётся много других «товаров для здоровья». Например, «медицинский мешочек». Это, натурально, мешочек, внутри которого покупательницы, уплатившие 85 долларов, найдут «магически заряженные камни: цитрин, прозрачный кварц, чёрный обсидиан, розовый кварц, аметист, лазурит, сердолик и хризоколла (также известная как «камень Богини»)». По мнению главной шаманки Goop Коллин Макканн (Colleen McCann), вся эта галька может пригодиться для «использования собственной интуиции и внутренней силы, защиты и исцеления». А поскольку ссылок на NASA нет, и подкопаться некому.
Да и если бы Goop был один. Но ведь тысячи их.
А мы тут с вами всё о технологической сингулярности, о ГМО, о покорении космоса…