Когда люди стали мумифицировать покойников? Широко известны египетские мумии, но, судя по всему, различные практики, направленные на сохранение мёртвого тела, существовали в гораздо более глубокой древности — чуть ли не в мезолите.
Только что вышла публикация, авторы которой приводят свидетельства мумификации у охотников-собирателей, населявших территорию современной Португалии 7—8 тыс. лет назад. Очень интересен метод исследования: доказательства основаны на тщательном изучении старых фотографий, сделанных на раскопках ещё в 1960-е годы.
Речь идёт о мезолитических погребениях, находящихся в долине Садо на юго-западе Португалии. Два археологических памятника, Арапоуко и Покас-де-Сан-Бенту, раскапывались с середины XX века и исследуются до сих пор. Большинство погребений хорошо изучены. Однако у исследователей отсутствовали фотографии могил, раскопанных в 1960 и 1962 году.
Недавно в руки учёным попали 3 кассеты с пленкой, отснятой в процессе этих раскопок. Плёнки проявили, напечатали и исследовали с точки зрения археотанатологии. Это такая дисциплина, которая изучает процессы, происходящие с захороненным мёртвым телом. А зачем это нужно? Ну, например, чтобы разобраться в тонкостях погребального ритуала. Был ли покойник захоронен целиком или по частям? «Свеженьким» (пардон!) или уже разложившимся, или вообще в виде кучи костей? Как вы догадываетесь, бывало очень по-разному.
Во время первых раскопок в Садо археологи нашли более 100 скелетов возрастом от 8150 до 7000 лет (такие даты дал радиоуглеродный анализ).
Фотографии сделал археолог Мануэль Фаринья дос Сантос (Manuel Farinha dos Santos) — он уже 20 лет как умер. Конечно, существовали и другие фотографии с раскопок, но погребений запечатлено было очень мало. У археологов, правда, сохранилось ещё одно интересное свидетельство — два погребения из Арапоуко, которые были сохранены целиком, залитые парафином. Выглядят они очень похоже на то, что зафиксировано на фотографиях.
Воспользовавшись новой возможностью, археологи тщательно изучили каждое захоронение, сверяя данные с результатами экспериментов.
На большинстве фотографий из Арапоуко видно сразу по нескольку погребённых индивидов, что позволило исследователям восстановить расположение почти всех могил в пространстве. Захоронения размещались очень близко друг к другу, так что новые могилы порой слегка вторгались на территорию старых, но сильно не повреждали их. Это значит, что люди, хоронившие нового покойника, имели представление о расположении могил.
Специалисты постарались установить, в каком состоянии пребывали тела на момент погребения, для 30 индивидов с фотографий. Конечно, не всегда это возможно: фотографии чёрно-белые, не лучшего качества, крупные планы отсутствуют. Но кое-что выяснить удалось.
Во-первых, в обоих могильниках тела захоранивались, ещё сохраняя свою анатомическую целостность, т.е. с мягкими тканями, и сразу засыпались землёй, так что разложение происходило уже в заполненной могиле. Об этом говорит положение конечностей у скелетов: при погребении их кости ещё соединялись в суставах.
Есть некоторые различия в ритуале: в Арапоуко чаще всего тело располагали на спине, реже на боку, с подогнутыми ногами. На втором могильнике у большинства скелетов также были подогнуты ноги, но тела располагались на боку, чаще на правом. В нескольких случаях конечности согнуты в крайней степени: чтобы добиться такого, тело требовалось завернуть или туго связать. В целом такая практика — захоронение в «скрюченной» позе, в небольшой яме — типична для мезолитических могильников этой территории.
Однако два захоронения — одно в Арапоуко (ARA1962, неизвестный индивид номер 3) и одно в Покас-де-Сан-Бенту (PSB1960, XII) выделяются на фоне остальных.
Погребение в Арапоуко — скелет взрослого человека, лежащего на спине с очень сильно согнутыми конечностями, прижатыми к телу спереди. Исследователи обратили внимание на то, что кости стоп сохранили своё анатомическое положение. Дело в том, что когда тело разлагается в могиле, происходит его вздутие, а затем, по мере распада мягких тканей, внутри образуются пустоты, куда часто проваливаются разрозненные кости кистей и стоп. Но в погребении «ARA1962, н.и. 3» стопы, расположенные перед телом чуть ниже живота, сохранили свои сочленения. Такое могло получиться, если в могилу поместили не свежее тело, а уже высушенное — мумию.
Второе погребение, PSB1960, XII — ещё один случай чрезвычайно сильной скорченности, «гиперфлексии». Положение тела в могиле крайне сплющенное. В данном случае установить состояние многих суставов затруднительно. Однако в целом, погребение напоминает предыдущий случай, и также обращает на себя внимание отсутствие смещения мелких костей. Быть может, это тело тоже подвергалось мумификации? Другое объяснение — тугое обёртывание трупа при захоронении либо сильное давление отложений, но специалисты считают такую версию менее вероятной.
Высыхание мягких тканей при мумификации позволяет конечностям сгибаться гораздо сильнее, чем в «свежем» теле, так как объём мягких тканей уменьшается. Это объясняет гиперфлексию конечностей, когда, к примеру, между бедренной и берцовыми костями почти нет отложений. В то же время, суставные связи при мумификации не разрушаются.
Подобное состояние тел, лежащих на спине, с чрезвычайно сильно согнутыми конечностями, ранее наблюдалось исследователями в погребениях на Карибских островах и тоже интерпретировалось как результат мумификации. Полагают, что тела заворачивали в ткань или помещали в корзины и высушивали рядом с огнём.
Одна из авторов публикации, Хайли Луиза Миклбург (Hayley Louise Mickleburgh), в течение ряда лет проводила эксперименты по мумификации человеческого тела. Такими чудесными опытами она занималась в Исследовательском центре судебной антропологии Техасского государственного университета. В одном из экспериментов, например, в горизонтальном положении захоранивали два трупа — один в свежем виде, а другой — мумифицированный, оба с согнутыми конечностями, и наблюдали за тем, что происходило с телами в течение нескольких лет.
По мнению экспериментаторов, поза погребённого «ARA1962, н.и. 3» получилась в результате «управляемого естественного процесса мумификации» туго связанного или спелёнутого тела — иначе такой степени сгибания конечностей не достичь, а тело не впихнуть в столь тесное пространство. Пишут, что подобный способ ранее археологам не встречался!
Заворачивание в ткань позволило бы сохранить желаемое положение тела и его целостность, а мумификация упростила его транспортировку — высушенное тело меньше по объёму и значительно легче свежего трупа.
Насколько известно исследователям, долину Садо в мезолите населяли несколько групп охотников-собирателей. Теперь учёные многое узнали об их погребальных обрядах — если, конечно, интерпретация верна. По крайней мере, некоторых покойников древние охотники переносили в могильник из другого места, предварительно мумифицировав.
По этнографическим данным, подобная подготовка тела требовала целенаправленных действий в течение нескольких месяцев. Это подтверждают и эксперименты: для мумификации потеря телом воды должна происходить как можно быстрее, для чего благоприятны жаркие сухие условия и непрерывный поток воздуха. Рядом с телом поддерживают огонь, например, в специальной хижине, как на Папуа или на севере Филиппин. Для предотвращения распада сооружают специальную платформу, на которую приподнимают труп для оттока жидкостей; тело моют и натирают растительными экстрактами, чтобы отогнать насекомых, заворачивают в ткань и так далее. По мере усыхания тела повязки постепенно затягивались, усиливая давление.
Мало кто предполагал, что подобные процедуры практиковались еще в мезолите, но теперь исследователи обратили внимание на явное сходство с другими мезолитическими погребениями в долине Садо, например, в Вале-де-Ромейрас, где трупы тоже часто укладывали в могилы в сильно скорченном положении. Авторы приводят пример погребения, где скрюченный скелет занимал очень маленькую площадь — 49×32 см.
Есть подобные находки и на территории других стран Западной Европы, так что практика предварительной обработки тел могла быть широко распространена. Посмотреть бы ещё на сами кости из погребений, но соотнести костные материалы с найденными фотографиями, к сожалению, не получается.
Теперь исследователи хотят более внимательно присмотреться к другим погребениям, для которых можно подозревать подобные процедуры, и которые можно будет исследовать не только по старым фотографиям.