Когда-то видеоигры считались маргинальным увлечением. Сейчас они сравнялись по популярности с литературой и кино и влияют на культуру ничуть не меньше. Учёные не могли обойти вниманием такое серьёзное явление и развернули целую область исследований: в мире она зовётся game studies, то есть, буквально, «исследование игр», а у нас говорят о «философии видеоигр». Дисциплине меньше двадцати лет, но она так бурно развивается, что в научных работах можно утонуть. Мы подготовили этот материал для геймеров, которые хотели бы заглянуть за страницы игровой прессы и посмотреть на игры глазами учёных. Нас интересует академическая сторона вопроса: институты, которые занимаются game studies, научные журналы и университеты, которые записывают интересные лекции.
Научные центры
Самые известные и крупные центры по изучению видеоигр находятся в Европе и Америке, но российскому читателю наверняка хочется поскорее узнать про своё, родное. Да, у нас тоже занимаются game studies. Например, в столице работает Московский центр исследований видеоигр (также Moscow Game Center, часто сокращают до MGC) при философском факультете МГУ имени Ломоносова. В 2015 году сотрудники центра прочитали в МГУ первый в России курс по исследованиям видеоигр и сделали тематический блок в философско-литературном журнале Логос (статьи можно прочесть онлайн), а сейчас проводят семинары и конференции. Но геймерам скорее будет интересна другая сторона их деятельности — открытые лекции. Их анонсируют ВКонтакте, а для тех, кто не может прийти, устраивают трансляции. Темы разнообразны — «Видеоигры и любовь», «Взгляд верующих на видеоигры, «Идеологии Hellblade: Senua’s sacrifice» и т. д. Некоторые выступления лежат на Ютьюбе, но у центра нет своего канала, а потому ролики собирают в альбомах ВК. Там можно найти вводные лекции по game studies, геймификации и спортивным видеоиграм, а в аудиозаписях лежит курс «Философское измерение вселенной Metal Gear». Те, кого не пугает отвратительное качество звука, могут посмотреть последние выступления на странице Музея советских игровых автоматов в ФБ.
В Питере действует Лаборатория исследования компьютерных игр (ЛИКИ) Центра медиафилософии СПбГУ. Сотрудники ЛИКИ пишут статьи, проводят семинары и конференции. Кроме того, они выпустили два тома исследований: первый, изданный в 2014, назывался «Медиафилософия X. Компьютерные игры. Стратегии исследования», второй, от 2017 года — «Игра или реальность? Опыт исследования компьютерных игр» (в Питере его можно купить в «Своих книгах», в Москве — в магазине «Фаланстер»). Доклады с конференций снимают на видео и выкладывают на канал Центра медиафилософии, а живые выступления анонсируют ВКонтакте — так можно попасть на лекции «Ретроигры: ностальгия и опыт ремедиации», «Мыши в космосе: краткая история игр и не-игр от первого лица» и другие.
Game Studies занимаются и в регионах — к примеру, в Тюменском государственном университете в Школе перспективных исследований идёт элективный курс «Введение в исследования компьютерных игр». А в Уральском федеральном университете — «Погружение в виртуальные миры: междисциплинарное исследование современных компьютерных игр».
А теперь поговорим о зарубежных институтах. Европейцы и американцы занялись game studies чуть раньше и накопили множество интересных материалов.
Один из самых известных игровых «НИИ» — Center for Computer Games Research при Копенгагенском университете информационных технологий (дат. IT-Universitetet i København). Это первый исследовательский центр, который занялся исключительно видеоиграми. Его сотрудники написали на эту тему свыше десятка книг, большинство из них печатаются в серьёзном издательстве MIT Press. Кроме того, датчане выпускают Game Studies — первый в мире научный рецензируемый журнал о видеоиграх, который выходит с 2001 года (о нём подробнее расскажем во втором разделе). Именно основание журнала многие считают началом game studies как самостоятельной дисциплины. Глава Центра и редактор издания — известный учёный Эспен Орсет (Espen Aarseth), автор классического труда (более 3000 цитирований) «Кибертекст: перспективы эргодической литературы» и по совместительству первый датский профессор в области game studies.
У центра есть сайт, где можно разжиться названиями книг и статей. Например, такими: «Моральные дилеммы в компьютерных играх», «Исследование зомбеизма в играх», «Методы принятия решений как отклонение от рационального действия на примере Super Mario», «Предтечи геймификации труда в Советском союзе и Америке». Правда, материалы придётся доставать самостоятельно — все книги и большинство научных работ находятся в закрытом доступе.
Ещё одна важная организация — Digital Games Research Association (DiGRA, Ассоциация исследований цифровых игр), основанная в 2003 году в Финляндии. DiGRA объединяет учёных по всему миру, её сотрудники организуют конференции, издают собственный журнал, содержат открытую цифровую библиотеку и занимаются почтовой рассылкой — всё для того, чтобы специалисты оставались в курсе событий. На сайте ассоциации в разделе «Hard Core Columns» публикуют эссе, где учёные обсуждают самые важные, на их взгляд, аспекты game studies.
В Америке видеоиграми занимаются во множестве институтов и университетов. Чаще всего их изучают на факультетах геймдизайна или как подвид цифровых медиа. Перечислять все вузы, которые имеют отношение к game studies — дело неблагодарное: Forbes называет 25 «лучших» учреждений, где преподают разработку игр, а гуманитарных факультетов наберётся ещё больше. Назовём лишь несколько организаций, которые выкладывают в сеть интересные материалы.
В Стэнфордском университете (Stanford University) три года назад запустили семинары Interactive Media & Games, в которых принимают участие академики, представители индустрии и просто игроки. Вскоре ролики с выступлениями начали выкладывать на YouTube, группируя их в плейлисты по сезонам и годам:
За сезон сотрудники Стэнфорда снимали около 10 роликов, за год — около 30. Материала накопилось более чем достаточно, и в каждой подборке можно найти что-то интересное. В 2015 году рассказывали об истории видеоигр, и о том, как они передают эмоции, в 2016 — о моддерах и делении консолей на «поколения», в 2017 — о D&D в современном мире, аркадах, создании личности для ИИ — и так далее и тому подобное.
Ещё один вуз, где можно разжиться лекциями — Нью-Йоркский университет (New York University). В NYU есть Game Center, где изучают геймдизайн, разработку, игровую журналистику и game studies. В Центре регулярно выступают учёные и разработчики — посмотреть и послушать их можно на Vimeo и YouTube. В одном из недавних роликов Ян Богост (Ian Bogost) — учёный, стоявший у истоков дисциплины — и его коллеги обсуждали прогресс в области game studies за последние двадцать лет. В число лекторов также попали: художник, которая работала над Brütal Legend и Firewatch Джейн Ын (Jane Ng), создатель Full Throttle и Broken Age Тим Шейфер (Timothy Schafer), сценарист Half-Life-2 и Portal Эрик Уолпоу (Erik Wolpaw) и другие. Сотрудники Game Center собирают материалы вот уже шесть лет и накопили больше полутора сотен роликов, так что посмотреть есть на что.
Научные журналы
Сотрудники всех этих научных центров проводят исследования и публикуются. Иногда статьи выкладывают на сайты институтов, но лучше идти за ними в специально предназначенные для этого места — в научные журналы. В этом разделе мы перечислим несколько изданий, посвящённых играм.
Game Studies — The International Journal of Computer Game Research — тот самый, первый в мире научный журнал о видеоиграх. Выпускается при поддержке Шведского совета по научным исследованиям и Объединённого комитета Скандинавских научных советов — в общем, пользуется одобрением правительства, причём не только в своей стране. Журнал международный, рецензируемый, со свободным доступом, выходит онлайн. Основные темы — «эстетические, культурные и коммуникативные аспекты игр», но приветствуются любые работы, связанные с играми и геймингом. На момент написания этого материала, на главной странице — статьи «Принятие решений морального характера в Fallout» и «World of Warcraft: сервис или пространство?».
Transactions of the Digital Games Research Association — издание уже упомянутой ассоциации DiGRA. Так же, как и предыдущий, этот журнал рецензируется и доступен бесплатно в интернете. Выходит раз в три месяца. Редакция призывать смотреть на игры с разных точек зрения: социологи, дизайнеры, антропологи, психологи и программисты — все могут публиковать статьи, если они соответствуют правилам. В последнем номере — «Никто не играет один», «Ruinensehnsucht: стремление к разложению в компьютерных играх» и др.
Games and Culture — журнал издательства SAGE Publications. Посвящён «социокультурным, политическим и экономическим измерениям гейминга» и, в отличие от предыдущих, доступен только по подписке (или через Sci-Hub). В архивах можно найти статьи вроде «Бунтарки и последствия в Life Is Strange и The Walking Dead» и «Канонизируя BioShock». Самые читаемые работы касаются игровой культуры, сексуальной ориентации игроков ММОРПГ и травли женщин-геймеров.
The Computer Games Journal от Springer — подтверждение того, что от game studies не отворачиваются даже крупные издатели. Рецензируемый журнал доступен по подписке и тематически ближе к работникам индустрии, чем к академикам. Он освещает: программирование и технологии; графику, аудио и построение истории; бизнес-модели, покупательские привычки геймеров; проблемы авторского права; моральные и правовые последствия, связанные с игровым контентом (насилие и секс в играх) и т. д.
Entertainment Computing — детище другого гиганта, Elsevier. Журнал рецензируемый, платный и освещает не только видеоигры, но и цифровые развлечения в целом — в том числе, роботов, интерактивное телевидение и социальные сети. В архивах можно найти специальные выпуски, посвящённые играм как средствам исследования, искусственному интеллекту в играх и так далее.
Помимо международных журналов есть и национальные. Loading… The Journal of the Canadian Game Studies Association — канадское рецензируемое бесплатное издание. Помимо научных работ Loading публикует рецензии и блогпосты, а также перепечатывает «классические» тексты. Редакция выпустила два специальных номера: один посвящён инди-играм, а другой — хоррорам. Темы последнего выпуска: «Политика в видеоиграх», «Кто написал The Elder Scrolls? Моддеры, разработчики и мифология Bethesda Softworks», «Собери их всех: захватывающее коллекционирование существ в Pokemon, Ni no Kuni, Shin Megami Tensei и World of Warcraft» и др.
GAME: The Italian Journal of Game Studies — итальянский онлайн-журнал, выходит раз в год. Состоит из двух разделов: рецензируемых статей и нерецензируемых «критических заметок». Несмотря на страну происхождения, публикуется на английском языке. В архивах можно найти эссе вроде «Такого не позволяли даже в 80-х: Hotline Miami и снафф-видео» или «Типология трейлеров: между игровым и кинематографическим».
В этой статье мы упомянули лишь несколько журналов. Хотя game studies молодая дисциплина, она бурно развивается, а периодика растёт и множится. Well Played, Eludamos, Simulation & Gaming, Journal of Gaming & Virtual Worlds — перечислять всё здесь бессмысленно. Мы дали отправную точку — дальше любопытный читатель найдёт всё, что ему захочется. Надеемся, что материал был вам полезен — напишите нам, если хотите, чтобы мы и дальше писали об исследованиях видеоигр.