Coca-Cola заявила, что вернула миру 100% использованной воды. The Verge пишет, что этот показатель ближе к 1%

+7 926 604 54 63 address
Рекламное объявление, размещённое на сайте компании.

В 2008 году для производства 1 литра кока-колы требовалось 70 литров воды. Сегодня — всего 1,9 литра. Правда, дело тут, возможно, не в том, как производить, а в том, как считать.

29 августа 2017 года, на Всемирной неделе воды в Стокгольме, Coca-Cola объявила, что в 2015 году вернула миру 337,7 млрд литров воды — на 15% больше, чем использовала на производство продукции. Информация об этом также была опубликована в форме рекламы в The New York Times и сайте Coca-Cola.

«Coca-Cola добилась выдающихся результатов благодаря тому, что использует воду повторно для технических нужд, тщательно очищает сточные воды на всех своих заводах и участвует в проектах по обеспечению питьевой водой жителей неблагоприятных регионов. Кроме того, компания реализует водоохранные проекты и рассказывает людям об экологических проблемах Земли. В России это такие инициативы, как День Чёрного моря, «Живая Волга» и «Каждая капля имеет значение — озеро Байкал». 300 млн долларов в год компания инвестирует по всему миру в проекты, связанные с водой. В прошлом году Coca-Cola поддержала 248 таких проектов в 71 стране», — поясняется на сайте компании.

А в конце мая этого года, веб-сайт The Verge выпустил статью с критикой в адрес компании Coca-Cola. По мнению издания, объём возвращённой воды покрывает не более 1% от затраченной на производстве, а компания играет на неопределённости понятия «всей использованной воды». Несмотря на то, что этот момент является ключевым в подобных заявлениях, чётких критериев, какую воду считать потраченной на производство — не существует. Учитывать ли только ту воду, что идёт непосредственно на изготовление напитка? Или всю, которую использует завод? Стоит ли учитывать затраты на уборку производственных площадей и оборудования? А как насчёт офисов компании? Подобные подсчёты — действительно сложная и комплексная задача, требующая научного подхода, ведь в зависимости от критериев подсчёта, количество учтённой затраченной воды может отличаться в десятки раз.

Чтобы уточнить детали, мы связались с представителями Coca-Cola HBC Россия. По их данным за 2017 год, на 1 литр готовой продукции уходит 1,92 литра воды. «Этот показатель учитывает не только расход воды, используемой для приготовления напитка, но и воду, которая потребляется в рамках вспомогательных процессов, таких как обслуживание оборудования, мойка автотранспорта, офисные нужды», — пояснили представители компании. Однако, согласно концепции «водного следа» (water footprint), разработанной голландским учёным, профессором университета Твенте (нидерл. Universiteit Twente) Арьеном Хукстрой (Arjen Hoekstra), этого не достаточно. По его мнению, чтобы подсчитать, сколько воды уходит на какой-либо продукт, необходимо учесть расходы на всех этапах: от выращивания сырья до производства упаковочного материала. Например, на одну футболку, в среднем, уходит 2600 литров воды, в основном — на выращивание хлопка. Именно к Арьену Хукстре и обратилась компания Coca-Cola примерно 10 лет назад, чтобы оценить собственный «водный след», после того, как её стали критиковать за неэкологичную политику ведения бизнеса.

Данные по потреблению воды на производствах компании Coca-Cola в России.

Для компаний, занимающихся пищевой продукцией, огромная доля потребления воды, до 90%, приходится на этап выращивания сырья. В случае с Coca-Cola, согласно отчёту 2008 года, который подготовила команда Арьена Хукстры, на пол-литра газировки уходит 35 литров воды. Из них 28 — на выращивание сахарной свёклы, благодаря которой напиток становится сладким, 7 литров — на изготовление одной пластиковой бутылки и 0,4 литра на «операционные расходы» — это та вода, которая попадает непосредственно в бутылку. При таких подсчётах, 1 литр готовой продукции 10 лет назад требовал 70 литров воды. Естественно, что с тех пор ситуация изменилась, благодаря развитию технологий, а также политике компании, направленной на сокращение водопотребления. В частности, на заводах России доля повторно используемой воды в общем водопотреблении растёт, а объём сточных вод, сбрасываемых в системы коммунальной канализации, — падает. Тем не менее, очевидно, что, главным образом, декларируемое сокращение водопотребления на производстве связано не с техническими улучшениями, а с изменением критериев подсчёта. Как сообщает The Verge, учитывая объёмы производства, компенсировать 70 литров воды за каждый литр напитка не представлялось возможным, в связи с чем компания предложила Арьену Хукстре внести изменения в методологию подсчёта «водного следа». Это позволило бы закрыть глаза на, примерно, 40% всего объёма используемой на производстве воды. После того, как компания получила отказ, программу по сокращению «водного следа», по сути, свернули.

Всё же в 2007 году Coca-Cola запустила крупномасштабную кампанию по возвращению воды, включающую программу по сокращению потребления и поддержку экологических проектов. В частности, компания участвует в программах по обеспечению доступа к чистой воде в бедных регионах, а также поддерживает инициативы направленные на повторное и более эффективное использование водных ресурсов и их защиту. На сайте компании представлена информация о природоохранных мероприятиях, которые проводятся по всему миру, в том числе в России.

Международный день Чёрного моря, организованный компанией Coca-Cola и администрацией города Сочи. || Фото: coca-colarussia.ru

Правда, и тут Coca-Cola не избежала критики со стороны The Verge, которое утверждает, что многие из таких проектов показали свою неэффективность или даже вред для окружающей среды. Например, создание в национальных парках и лесах Мексики инфильтрационных траншей, которые должны были обеспечивать орошение молодых деревьев и саженцев, но на деле приводили к эрозии почвы и вырождению лесов. Тем не менее, в 2016 году компания объявила, что достигла поставленной цели и в 2015 году «вернула миру всю использованную воду», а именно, 191,9 миллиарда литров. В 2016 этот показатель составил уже 221 миллиард литров. The Verge подчёркивает, что эти объёмы покрывают лишь «операционный расход», то есть ту воду, которая попадает непосредственно в бутылку. Поэтому, несмотря на старания компании улучшить ситуацию с потреблением и возвратом воды, до 99% от общего объёма, используемого в процессе производства просто, не учитываются.

Подводя итог, отметим, что и сама статья в The Verge подверглась критике со стороны читателей. Они, в частности, отмечали, что включать всё новые и новые пункты потребления воды можно хоть до бесконечности и вопрос лишь в том, где провести черту. Стоит ли учитывать воду, использованную при строительстве самого завода, производстве оборудования и так далее? Однако не стоит забывать, что основная претензия со стороны The Verge заключалась не в том, что Coca-Cola делает недостаточно для сохранения водных ресурсов, а в том, их рекламные заявления вводят людей в заблуждение. Эта ситуация хорошо иллюстрирует, как сильно результат подсчётов зависит от методологии исследования, вновь напоминая нам, что нельзя слепо верить цифрам, не разобравшись, откуда они взялись.

.
Комментарии