25 фактов о шимпанзе и бонобо

Сколько прожила школьная учительница с шимпанзиной почкой? Правда ли, что бонобо — пацифисты? Хороший ли из шимпанзе штангист? Когда начались обезьяньи войны? Перед вами — подборка интересных и заставляющих задуматься фактов о наших ближайших родственниках — самых умных и самых… жестоких.

1. Первого шимпанзе привезли в Европу и подарили принцу Оранскому в 1640 году. Голландский анатом Николас Тульп изучил и описал это животное, называемое тогда «индийским сатиром». Рассуждая о неверных описаниях обезьян древними учёными, Тульп писал: «Приобретение этого индийского сатира, о которых так много говорят, может рассеять густой туман вокруг этих созданий».

2. В 1690 году лондонский врач Эдвард Тайсон произвёл первое вскрытие шимпанзе. Он обнаружил такое удивительное сходство между этим «пигмеем» и человеком, что заключил: «это поразительное существо … представляет собой … животное, настолько сильно напоминающее человека, что как в древности, так и сейчас его принимают за карликовую расу человека».

3. В конце XIX века всерьёз рассматривались проекты одомашнивания шимпанзе. Под влиянием рассказов путешественников, в которых интеллект шимпанзе сильно преувеличивался, француз Виктор Менье предлагал сделать из этих умных обезьян слуг (рабов?) для человека. По мысли Менье, шимпанзе могли бы служить официантами, садовниками, няньками, сапожниками, матросами, сторожами и т. д.

4. Считается, что продолжительность жизни шимпанзе составляет 50 лет. Одна из самых старых шимпанзе — Чита, снявшаяся в фильмах про Тарзана, прожила не менее 71 года. Правда, прямых доказательств того, что нынешняя Чита — это та самая обезьяна, что снималась в фильмах, нет.

5. Различия ДНК между людьми составляют в среднем 1 нуклеотид из 1000 (то есть 0,1%), а между человеком и шимпанзе — 1 нуклеотид из 100 (то есть 1%).

6. У человека 23 пары хромосом, то есть всего 46. У шимпанзе 48 хромосом, на одну пару больше. Судя по всему, в процессе эволюции у предков человека две разных хромосомы слились в одну. Если напротив второй хромосомы человека поставить в одну линию 12-ю и 13-ю хромосомы шимпанзе, соединив их концами, мы увидим, что вместе они и составляют вторую человеческую.

В 1991 году учёные присмотрелись к точке предполагаемого слияния на второй человеческой хромосоме и обнаружили там последовательности ДНК, характерные для теломер — концевых участков хромосом.

7. Шимпанзе регулярно охотятся на небольших животных, которых с удовольствием поедают. Типичная добыча шимпанзе в Уганде — обезьянки: гверецы, мангобеи и др. Охотятся шимпанзе организованной группой, в которой одни самцы загоняют добычу, а другие — подстерегают в засаде. В заповеднике Нгого на юго-западе Уганды шимпанзе в течение ряда лет убивали до половины популяции красных колобусов. В результате численность красных колобусов в Нгого быстро сокращается, уменьшившись на 89% с 1975 по 2007 г.

8. По сравнению с человеком, шимпанзе обладает большой физической силой. По данным измерений на динамометре, взрослая самка шимпанзе сильнее хорошо развитого юноши в среднем в 3,6 раза, а взрослый самец — в 4,4 раза. Сообщали, что самец шимпанзе, весящий 54 кг, выжал на динамометре 330 кг. Разгневанная самка выжала обеими руками 504 кг. Для сравнения, из сотни исследованных студентов только один, обладавший атлетическим телосложением, сумел обеими руками выжать на динамометре 200 кг.

9. Шимпанзе неоднократно были замечены за каннибализмом, причём — что самое ужасное — могут поедать детёнышей своих соплеменников. Зафиксировано более 40 подобных случаев. Недавно учёные наблюдали, как самец шимпанзе отобрал у самки и съел только что родившегося детёныша. Но шимпанзе могут поедать и взрослых обезьян. Описан случай, когда группа обезьян убила и частично съела своего бывшего вожака.

10. Много раз наблюдались агрессивные стычки между сообществами шимпанзе, не поделившими территорию. Джейн Гудолл, впервые зафиксировавшая вражду шимпанзе, назвала такие столкновения «предшественниками войн». Группа шимпанзе организованно вторгается на «вражескую» территорию, при этом встретившихся обезьян могут жестоко покалечить и даже убить. Описано 58 случаев убийства у шимпанзе. Чаще всего убивают взрослых самцов. Убийства членов своей группы редки, но всё же случаются. Считается, что наиболее агрессивны шимпанзе Восточной Африки (швейнфуртовский шимпанзе, Pan troglodytes schweinfurthii).

11. Шимпанзе широко используют орудия — например разнообразные палочки для ужения термитов, раскапывания муравьиных гнёзд, добычи мёда. Некоторые шимпанзе колют орехи камнями, другие изготовляют из листьев ёмкости для воды или делают из жёванных листьев губки для собирания влаги. Третьи изготавливают из палок «копья», заостряют с помощью зубов и используют их для охоты на галаго. У разных групп обезьян существуют свои традиции орудийной деятельности, передаваемые через обучение. В связи с этим учёные уже давно говорят о «культуре» шимпанзе.

12. Шимпанзе — умелые подражатели, и те из них, кто вырос вблизи человека, успешно копируют человеческое поведение — то, как люди шьют, открывают бутылки, роют землю с помощью лопаты, наливают чай или красят губы помадой. Описан случай, когда шимпанзе в зоопарке выучился курить, просто наблюдая за посетителями. Известно, как шимпанзе, наблюдая за смотрителями, учились пользоваться ключами, и в результате сбегали из вольера.

13. В 2011 году приматологи обнаружили необычное «ритуальное» поведение шимпанзе. Обезьяна (как правило, взрослый самец) подходила к дереву, приходила в возбуждение и с криком швыряла в дерево камнем. В некоторых случаях камень забрасывался в дупло или щель в стволе, либо шимпанзе, держа камень в руке, несколько раз лупили им о ствол. В результате у дерева (или внутри полости в дереве) образовывалась внушительная груда камней. Загадочное поведение зафиксировано десятки раз с помощью видеоловушек. В прессе даже объявили о том, что у шимпанзе обнаружен религиозный культ. Недавно учёные предположили, что обезьянам нравится звук, возникающий при броске камнем в определённые деревья.

14. Последний общий предок шимпанзе и человека жил, по данным генетиков, 6—7 млн лет назад. Это примерно совпадает с возрастом сахелантропа — древнейшего гоминида, найденного на территории республики Чад.

15. В начале XX века русским биологом, специалистом по искусственному осеменению Ильёй Ивановым предпринимались попытки скрестить шимпанзе и человека, но не увенчались успехом. Для этого Иванов в 1926—1927 гг. ездил в Гвинею, где пойманные самки шимпанзе осеменялись человеческой спермой. Затем Иванов пытался продолжать эксперименты в Сухуми, но подвергся критике и был отправлен в ссылку.

16. Ещё в начале XX века был проведён успешный опыт по переливанию человеческой крови шимпанзе, а позже, в 30-е годы — кровь шимпанзе также успешно была перелита человеку.

17. В 1963 году хирург Кит Реемтсма в Тулейнском университете Луизианы провёл 6 опытов по пересадке почек шимпанзе людям с сильной почечной недостаточностью. Пациенты прожили от 1 недели до нескольких месяцев. Одна пациентка, школьная учительница 23 лет, прожила с двумя почками шимпанзе 9 месяцев, регулярно принимая иммунодепрессанты. Она даже успела выйти на работу в школу, но, увы, ненадолго. Было установлено, что её смерть от остановки сердца произошла из-за дисбаланса электролитов, возможно, из-за чрезмерного мочеиспускания (часто более 20 литров в день), поскольку почки шимпанзе работали чересчур активно. При вскрытии пересаженные почки не показали никаких признаков отторжения и выглядели нормальными.

18. Карликовые шимпанзе бонобо описаны как отдельный вид только в 1929 году. Несмотря на название, бонобо не слишком уступает размерами обыкновенному шимпанзе, за исключением черепа. «Шимпанзе-пигмеем» бонобо окрестил зоолог Эрнст Шварц, сравнив череп этих обезьян с более массивным черепом обыкновенного шимпанзе. А само слово «бонобо» впервые использовано в 1954 году. Считается, это слово происходит от неправильно написанного на транспортном ящике названия города Болобо на реке Конго.

19. Особое внимание массовой публики бонобо привлекли после выхода книги этолога Франса де Вааля, который описал необычные особенности поведения и социального устройства сообществ бонобо. Эти обезьяны предстали в образе эдаких приматов-хиппи: неагрессивных и любвеобильных.

20. Разделение видов бонобо и шимпанзе произошло относительно недавно — 1,5—2,5 млн лет назад. Образовавшееся тогда русло реки Конго создало барьер между группами обезьян, оказавшимися на разных берегах, и с тех пор они эволюционировали независимо. Тем не менее, в 2016 году генетики обнаружили в геномах шимпанзе следы скрещивания с бонобо, происходившего несколько сотен тысяч лет назад. По-видимому, хотя шимпанзе боятся воды, река не являлась для них непреодолимым препятствием.

21. И шимпанзе, и бонобо находятся под угрозой вымирания. Численность диких популяций этих обезьян быстро сокращается. По пессимистичным прогнозам учёных, в том числе знаменитой исследовательницы Джейн Гудолл, человекообразные обезьяны в дикой природе могут исчезнуть в ближайшие несколько десятилетий. По данным ООН, к 2030 году 90 процентов ареалов человекообразных обезьян в Африке будет затронуто деятельностью человека.

22. Сообщества бонобо часто матриархальны: самки в таких группах имеют более высокий статус, чем самцы, и составляют ядро социальных групп. Замечено, что иногда матери у бонобо следят за половыми контактами своих сыновей и отгоняют посторонних самцов, которые мешают сыну спариваться.

23. В обществе бонобо важную роль играет секс, который используется для приветствия, установления контактов, умиротворения. Считается, что бонобо — единственные животные кроме человека, у которых регулярно практикуются разные сексуальные позиции, включая положение лицом к лицу. Кроме того, у бонобо распространён оральный секс, а также гомосексуальные контакты у обоих полов.

24. Хотя бонобо считаются «пацифистами», и они действительно миролюбивы, но эти обезьяны тоже могут быть агрессивны. Описано шесть случаев, когда бонобо убивали своих сородичей.

25. Шимпанзе и бонобо успешно обучались человеческим языкам-посредникам. Первая обезьяна, заговорившая на языке глухонемых — шимпанзе Уошо, с которой во второй половине 60-х годов XX века работали американские психологи Аллен и Беатриса Гарднеры. За три года Уошо выучила 85 слов, а через пять лет с начала обучения знала уже 160 слов. К 1972 году в Оклахомском институте изучения приматов порядка 10 шимпанзе были обучены языку жестов.

Знаменитого самца бонобо Канзи научили понимать около 3000 слов и использовать более 500 слов при помощи компьютерной клавиатуры с лексиграммами.

Вам может быть интересно:

20 фактов о медведях.