До сих пор рекорд скорости горизонтального полёта принадлежал птицам семейства стрижей: они летают со скоростью свыше 100 километров в час. Исследователи Института орнитологии Общества Макса Планка в Радольфцелле (нем. Max-Planck-Institut für Ornithologie) в сотрудничестве с американскими коллегами выявили нового чемпиона скорости среди летающих видов. И это не птица.
Летучая мышь, бразильский складчатогуб (Tadarida brasiliensis) рассекает ночное небо на скорости более чем 160 километров в час. Вид выделяется среди рукокрылых большим размахом крыльев, что, вместе с аэродинамической формой тела, и помогает развивать такую большую скорость.
Птицы по-прежнему летают эффективнее, чем любой созданный человеком летательный аппарат. Им достаточно достичь сравнительно небольшой скорости, чтобы взлететь, а даже самому современному самолёту для этого необходимо разогнаться до скорости около 300 километров в час. Основные факторы такой эффективности — аэродинамическая форма тела и малый вес, достигаемый за счёт особого строения кости. Кроме того, узкие крылья, сформировавшиеся у наиболее быстро летающих видов, позволяют с максимальной эффективностью использовать вложенные в полёт силы.
Считалось, что наибольшую скорость в горизонтальном полёте способен развить чёрный стриж (Apus apus), но его 110 километров в час теперь лишь самый высокий показатель для птиц. Упоминание горизонтального полёта важно — сапсаны разгоняются до 300 километров в час при пикировании.
Крылья летучих мышей устроены иначе, чем крылья птиц, и считалось, что большая поверхность крыла не позволяет мышам разгоняться до скоростей, соизмеримых с птичьими.
Животные с длинными и узкими крыльями обычно летят быстрее, чем те, у кого крылья короткие и широкие. И эксперты, изучающие полёт бразильского складчатогуба, были удивлены результатами измерений.
«Сначала мы с трудом верили, что наши данные верны, но они подтверждаются: порой самки летучих мышей, вес которых от 11 до 12 граммов, летят со скоростью свыше 160 километров в час — новый рекорд горизонтального полёта», — говорит Камран Сафи (Kamran Safi) из Института орнитологии Общества Макса Планка.
Данные о скоростях, с которыми летают летучие мыши, были собраны с помощью радиопередатчиков весом всего в полтора грамма, их прикрепляли к спинкам животных с помощью нестойкого клея, передатчик отваливался через несколько дней. Сигнал отслеживался с помощью мобильного приёмника, установленного на небольшой самолёт.
«Это было непросто для пилота, следить за быстро летающими животными, с тем, чтобы мы могли точно локализовать их и непрерывно фиксировать траекторию их полёта», — сообщает Дина Дечманн (Dina Dechmann).
Для того чтобы исключить воздействие внешних факторов, использовались данные, полученные от местной метеостанции.
«Внешние факторы, такие как ландшафт и попутный ветер, не могут объяснить эти результаты, поскольку они не оказали влияния на максимальную скорость», — утверждает Дечманн.
«Мышиная бомба» (bat bomb) — самая маленькая (17 граммов) авиационная бомба в истории. В США во время второй мировой войны была изготовлена опытная серия, но на вооружение, на радость мышам, это оружие не поступило. Предполагалось, что носителями этих бомб будут сбрасываемые с самолётов в специальных самораспаковывающихся контейнерах летучие мыши (тот самый бразильский складчатогуб, так быстро летающий) и после парашютирования контейнера над городами неприятеля мыши проснутся и разлетятся по чердакам в поисках убежища, где взорвутся по таймеру.
Изобретатель устройства — хирург-стоматолог Литл С. Адамс (Lytle S. Adams). Его близость к семейству Рузвельтов позволила организовать финансирование и испытания «мышиной бомбы», подтверждением эффективности которой стали испытания на полигоне.
В пустыне была построена типичная японская деревня, на которую были спущены летучие мыши с бомбами. Мыши успешно доставили бомбы в здания, и государственная комиссия постановила, что устройство было «эффективным». На следующий день начальство ВВС провело инспекцию нового оружия на воздушной базе в Карлсбаде, во время которого несколько мышей с бомбами внезапно вышли из спячки и улетели, прячась в деревянные ангары на базе. В результате эти здания сгорели дотла. Этот неприятный инцидент также подтвердил потенциал нового оружия.
Несмотря на успешные испытания устройства, на вооружение оно принято не было и американцы предпочли использовать более традиционные зажигательные бомбы. Проект был свёрнут после завершения войны.