Шимпанзе часто используют орудия для добывания или употребления пищи (как палочки для ловли термитов и муравьёв), но орудия, которые они выбирают для этой цели, могут отличаться в зависимости от того, где они живут. В 2010 году исследователи из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка (нем. Max-Planck-Institut für evolutionäre Anthropologie) в Лейпциге, Германия, инициировали программу Pan African Programme: The Cultured Chimpanzee, чтобы описать и понять различия в поведении шимпанзе в неизученных и слабо изученных популяциях по всей Африке. Исследователи обнаружили ранее неизвестный вариант поведения: вылавливание водорослей длинными прочными орудиями на временном участке исследований в Бакоуне (фр. Bakouna), Гвинея.
В течение почти 60 лет шимпанзе изучались на нескольких долгосрочных участках долговременного наблюдения, имевших фундаментальное значение для понимания естественного поведения шимпанзе и, самое главное — различий между популяциями.
С 2010 года, учёные, следуя уникальному стандартизированному протоколу, собирали данные о поведении и популяционной структуре шимпанзе, а также доступности ресурсов более чем из 40 различных вре́менных исследовательских центров по всей Африке.
«Проект PanAf представляет собой новый подход к изучению шимпанзе и предоставит много интересной информации о демографии шимпанзе и их социальной структуре, генетике, поведении и культуре», — сказал Ялмар Кюль (Hjalmar Kuehl) из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка и Немецкого центра интегративных исследований биоразнообразия (нем. Deutsches Zentrum für integrative Biodiversitätsforschung), — PanAf стала возможна только благодаря сотрудничеству с исследователями шимпанзе, работниками «в поле» и национальными органами охраны дикой природы в 15 странах Африки».
Поскольку шимпанзе не приучали к присутствию человека на участках, попавших в программу PanAf, исследователи прибегли к широкому спектру неинвазивных методов наблюдения, в том числе дистанционным камерам-ловушкам. После обнаружения характерных палок на берегах некоторых рек и прудов в Бакоуне, ответственный за участок Энтони Агбор (Anthony Agbor) разместил камеры-ловушки вдоль этих водоёмов.
«Использование орудий, кажется, довольно сильно отличается от того, что известно из долгосрочных наблюдений за шимпанзе на близлежащем участке в Боссоу (фр. Bossou) в Гвинее, а также отличается от предыдущих сообщений о редких случаях добывания водорослей в Конго, — сказала Амми Калан (Ammie Kalan) из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка. — Шимпанзе всех полов и возрастов из Бакоуны были замечены на видеозаписях с камер-ловушек успешно добывающими водоросли в реке, ручье или пруде с помощью веток или прутиков в качестве удочек. Эти инструменты были в среднем больше и прочнее, чем орудия для добывания водорослей, которые известны из Боссоу. Некоторые инструменты из Бакоуны длиной более 4 метров!»
Исследователи отмечают, что добываемые шимпанзе пресноводные зелёные водоросли принадлежат к тому же роду, что и в Боссоу (Spirogyra), но в Бакоуне водоросли растут на дне русел и не скапливаются на поверхности, как в Боссоу.
«Экология конкретной водоросли на каждом участке может влиять на типы орудий, необходимых для сбора водорослей — пояснил Кристоф Бош (Christophe Boesch), директор отделения приматологии в Институте эволюционной антропологии Общества Макса Планка, — Мы предполагаем, что водоросли, вероятно, обладают значительной питательной ценностью для шимпанзе в Бакоуне, особенно во время сухого сезона, когда было замечено, что шимпанзе в течение часа вылавливают водоросли на одном и том же месте».