Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (The U.S. Food and Drug Administration, FDA) одобрило лечение, которое может продлить жизнь детям с редким генетическим заболеванием, вызывающим преждевременное старение.
Дети с этим заболеванием, известным как синдром прогерии Хатчинсона—Гилфорда, часто умирают от сердечной недостаточности, инфаркта или инсульта в подростковом возрасте. Большинство детей с этим заболеванием умирают, не дожив до 15 лет. Недавно одобренный препарат под названием Zokinvy является первым и единственным одобренным препаратом для лечения прогерии и некоторых связанных с ней синдромов, о чём FDA объявило 20 ноября.
Клинические испытания показали, что у 62 детей, получавших Zokinvy, продолжительность жизни в первые три года лечения была в среднем больше на 3 месяца по сравнению с ещё 81 ребёнком, участниками другого исследования, которые не принимали препарат. У детей, продолжавших получать Zokinvy ещё 11 лет, средняя продолжительность жизни увеличилась примерно на 2,5 года.
«Это не исцеление», — предостерегает Моника Кляйнман (Monica Kleinman), врач педиатрической реанимации Бостонской детской больницы (Boston Children’s Hospital), которая принимала участие в клинических испытаниях. «Мы надеемся, что продлили жизнь [детям], замедляя темпы развития болезни», — добавляет она, но, по её словам, препарат не может полностью вылечить пациентов с прогерией и не даёт им нормальной продолжительности жизни.
Диагноз «прогерия» имеют от 350 до 400 детей во всём мире. Всего одна мутация в их генетическом коде вызывает эту болезнь. Это мутация в гене LMNA, ответственном за образование белка ламин А, играющего важную роль в формировании и делении клеток. У детей с прогерией в конечном итоге вместо ламина А вырабатывается большое количество дефектной версии этого белка — прогерина. Из-за клетки в итоге прекращают делиться и старые клетки больше не заменяются новыми, что и приводит к старению организма.
Прогерин вырабатывается у всех людей, и участвует в нормальном процессе старения организма, объясняет Кляйнман, но у детей с прогерией он вырабатывается в огромных количествах. Дети обычно выглядят здоровыми при рождении, но начинают проявлять признаки болезни в первые два года жизни. На протяжении жизни у этих детей проявляются такие симптомы, как потеря волос и веса, ригидность суставов, сердечно-сосудистые заболевания. В целом это можно назвать ускоренным старением.
Zokinvy, изготовленный компанией Eiger BioPharmaceuticals из Пало-Альто, штат Калифорния, блокирует выработку прогерина, в результате в клетках больных детей его накапливается меньше. Но этот принимаемый в виде капсул пероральный препарат не полностью останавливает производство прогерина, а количество лекарства, которое могут получить пациенты, ограничено из-за побочных эффектов, среди которых рвота, понос и усталость.
Препарат является «свидетельством силы фундаментальных исследований», комментирует Том Мистели (Tom Misteli), клеточный биолог из Национального института рака в Бетесде, штат Мэриленд. По его словам, «Зокинви» — результат десятилетий исследований разных аспектов белка ламина А, включая «кажущуюся эзотерической химическую модификацию», в результате которой образуется прогерин.
«Никто, изучая этот белок и его модификацию, не мог ожидать, что они станут мишенью для лекарства»,
Но как только был выявлен ген, вызывающий болезнь, исследователи нацелились на разработку класса лекарств, которые могли бы влиять на него.
С утверждением нового лекарственного препарата основное внимание теперь уделяется тестированию дополнительных терапевтических средств, которые, возможно, в сочетании с Zokinvy могли бы ещё больше продлить жизнь детям с прогерией. Исследователи также изучают возможности применения генотерапии для исправления мутации, вызывающей эту тяжёлую болезнь.