Минздрав России выпустил временные рекомендации по борьбе с коронавирусом 2019-nCov, эпидемия которого получила статус глобальной чрезвычайной ситуации. Рекомендованных препаратов всего три: рибавирин, комбинированный препарат лопинавир+ритонавир (выпускается под брендом «Калетра») и рекомбинантный интерферон бета-1b. Нет никаких подтверждений, что арбидол и ингавирин могут быть эффективны в данном случае. Почему на препараты, рекомендованные Минздравом, есть надежда, расскажем далее.
Каждый раз, когда появляется новый вирус, медики и учёные могут пойти двумя разными путями. Первый — работать над созданием вакцины от вируса, второй — пробовать на эффективность уже существующие противовирусные препараты. Обычно работа ведётся сразу по двум направлениям. Так, от 2019-nCov пытаются применять антивирусные препараты, которые сработали для других коронавирусов, таких как ТОРС и БВРС, а также которые показали эффективность в борьбе с ВИЧ.
Согласно отчёту от 24 января в The Lancet, в больнице Цзиньиньтань (кит. упр. 金银潭医院, англ. Wuhan Jinyintan Hospital) в Ухане ведутся рандомизированные контролируемые исследования эффективности комбинации препаратов, обычно применяемых в терапии ВИЧ, которая работает через протеазу, энзим, необходимый как вирусу иммунодефицита, так и коронавирусам в процессе репликации. Есть вероятность, что такая терапия сработает, так как она работала для ТОРС. Ранее было опубликовано исследование о применении ингибиторов протеазы и рибавирина в терапии ТОРС. Сочетание рибавирина и ингибиторов протеазы (лопинавира+ритонавира) показало лучшие результаты, чем один рибавирин. Поэтому есть возможность, что ингибиторы протеазы могут сработать и для 2019-nCov. Правда, в случае с БВРС ингибиторы протеазы оказались не очень эффективны.
Ральф Барич (Ralph Baric), профессор медицинского факультета Университета Северной Каролины, провёл исследование, в котором испытывал комбинацию интерферона beta-1b и ремдесивира, который взаимодействует с энзимом полимеразы. Мышам, заражённым БВРС, давали такой коктейль, и они себя чувствовали значительно лучше — у них замедлился процесс репликации вирусов, а также улучшилась работа лёгких. Минздрав ссылается, в том числе и на это исследование, отмечая, что интерферон beta-1b показал хорошее ингибирующее действие в случае с БВРС. Следует, однако, отметить, что, во-первых, возбудитель БВРС — это другой коронавирус, во-вторых, результаты исследований на мышах не всегда хорошо переносятся на людей.
Обращаем ваше внимание на то, что рекомендации Минздрава — временные и адресованы врачам, которые могут столкнуться с необходимостью лечить инфекцию нового коронавируса до того, как будут разработаны вполне эффективные лекарства. Не занимайтесь самодиагностикой и самолечением. В случае если обнаружите у себя беспокоящие симптомы, обращайтесь в медицинские учреждения.
Также идёт работа над лекарством на основе моноклональных антител. Работа ведётся компанией Regeneron Pharmaceuticals, которая до этого разработала препарат на основе моноклональных антител для терапии БВРС. А институт вирусологии Уханя недавно опубликовал статью, в которой анализируется потенциал применения моноклонального антитела CR3022, показавшего эффективность в борьбе с ТОРС.