Древнейшее свидетельство использования конопли как дурманящего средства

Раскопанное захоронение.

В захоронении, раскопанном на территории современного Китая, найдены древнейшие из известных на сегодняшний день свидетельства использования конопли как содержащего психоактивные вещества продукта.

Археологический комплекс захоронения Цюймань (Quman Cemetery, также известно как Jirzankal Cemetery, Джирзанкальское кладбище) находится на китайском Памире и датирован возрастом около двух с половиной тысяч лет.

Статья с материалами исследования опубликована в журнале Science Advances.

Захоронение середины первого тысячелетия до нашей эры расположено на высоте около 3000 м на Памире. Органический материал комплекса изучался с помощью хроматографии/масс-спектрометрии (метод позволяет идентифицировать различные вещества в многокомпонентном образце).

Истоки использования конопли в регионе теряются в глубине веков. Растение использовалось для изготовления верёвок и ткани, из его семян добывалось масло. Однако в изученных образцах оказалось довольно много, по сравнению с дикорастущей коноплёй, тетрагидроканнабинола. Это даёт основание полагать, что растение культивировалось по признаку содержания в нём этого психоактивного вещества.

Образец благовоний
Жаровня для сжигания благовоний из захоронения.

Впрочем, исследователи не исключают того, что рост содержания ТГК в выращиваемой в регионе конопле был случайным побочным эффектом, вызванным переносом растения в новые для него условия (высокогорье, повышенный уровень ультрафиолетового излучения).

Воскуривание конопли могло быть частью погребального ритуала. Её следы найдены в деревянной жаровне — о подобном методе использования конопли писал Геродот и сомнений в том, что наркотические свойства растения были известны в древности, нет. Но только сейчас появились научные методы, позволяющие связать исторические свидетельства с археологическими находками. Эти же методы позволили по-новому описать ранние находки из музейных коллекций — большинство того, что представлялось следами курения конопли, не было таковым.