Некоторые антидепрессанты могут быть использованы для лечения инфекционных заболеваний

<i>Coxiella burnetii</i>, бактерия, вызывающая ку-лихорадку (коксиеллёз).<br />Фото: Rocky Mountain Laboratories, NIAID, NIH<br />11/2002
Coxiella burnetii, бактерия, вызывающая ку-лихорадку (коксиеллёз).
Фото: Rocky Mountain Laboratories, NIAID, NIH
11/2002

Некоторые антидепрессанты, согласно данным, полученным исследователями Школы медицины Университета Содружества Виргинии (Virginia Commonwealth University School of Medicine), могут быть использованы для лечения широкого спектра заболеваний, вызванных бактериями.

Исследования, опубликованные в апрельском номере журнала Life Science, показывают, что антидепрессанты типа FIASMA (функциональные ингибиторы кислой сфингомиелиназы), включающие дезипрамин, амитриптилин и нортриптилин, тормозят рост и убивают четыре вида различных внутриклеточных бактериальных патогенов в культуре клеток тканей и у животных.

«Возможности применения антибиотиков при заболеваниях, вызванных внутриклеточными бактериями, ограничены, поскольку многие из этих препаратов не могут проникнуть сквозь клеточные мембраны. По сути, бактерии защищены», — говорит ведущий автор исследования, Джейсон Карлайон (Jason Carlyon).

Тетрациклические антибиотики чаще всего назначаются для лечения внутриклеточных бактериальных инфекций, поскольку они могут проникать сквозь клеточные мембраны и добираться до микробов. Тем не менее, тетрациклины могут вызывать аллергические реакции у некоторых пациентов, и врачи не советуют использовать их беременным женщинам и детям из-за нежелательных побочных эффектов. Кроме того, некоторые внутриклеточные бактерии устойчивы к антибиотикам.

«Было бы полезно иметь класс препаратов для лечения таких заболеваний у пациентов, которым противопоказаны тетрациклические препараты, — говорит Карлайон. — Эти препараты могут стать альтернативой антибиотикам или даже использоваться в сочетании с ними в качестве дополнительной терапии инфекций, обычно требующих длительного курса лечения антибиотиками, например, вызванных бактериями Chlamydia pneumoniae и Coxiella burnetii».

Учёные проверили восприимчивость к FIASMA четырёх видов бактерий, вызывающих гранулоцитарный анаплазмоз человека, передаваемый клещами и поражающий нейтрофильные лейкоциты (может быть смертельным для людей с ослабленным иммунитетом), ку-лихорадку, изнурительное лёгочное заболевание, и два вида хламидиоза.

FIASMA подрывает путь перемещения холестерина, ключевого питательного элемента, используемого многими внутриклеточными патогенами, изменяя доступ к  липидам. Исследователи впервые доказали эффективность лечения FIASMA, остановив анаплазмоз и в культуре ткани, и у мышей. Затем они расширили область наблюдения, чтобы продемонстрировать, что лечение с помощью FIASMA убило возбудителя ку-лихорадки, Coxiella Burnetii, и частично подавляло хламидийные инфекции в клеточной культуре.

«Поскольку FIASMA влияет на оборот холестерина в клетке, а холестерин играет важную роль во многих аспектах функционирования нашей биологии, — объясняет Джейсон Карлайон, — эти препараты используются для лечения широкого спектра заболеваний».

Карлайон также добавляет, что воздействие FIASMA на внутриклеточный холестерин в конечном итоге устраняет необходимость в том, чтобы препарат был направлен непосредственно на бактерию.

«Самое удивительное в этом исследовании — то, что исследуемый нами класс препаратов направлен на регуляцию уровня холестерина, а не на бактерии, — говорит учёный. — Я не представляю себе патогены, способные развить устойчивость к подобному лечению, потому что оно нацелено на пути носителя, необходимого им для роста и выживания внутри тела».