Лекарство может предотвратить раковые метастазы

Раковые клетки рассеиваются по организму и могут давать метастазы.

«Больше опухоли нет» — слова, которые люди надеются услышать после хирургического вмешательства. Но с ростом понимания того, как распространяется и метастазирует рак, выясняется, что они не только почти никогда не являются правдой, но и, скорее всего, более эффективный способ лечения — пытаться сдерживать рак, а не устранять его.

Новый подход, протестированный на животных, назвали lock’n’block (остановить и блокировать). Группа учёных под руководством исследователей из Университета Пердью (Purdue University) обнаружила, что препарат, уже представленный на рынке для применения в другой области, можно использовать в терапии для предотвращения метастазирования рака молочной железы.

Доцент кафедры медицинской химии и молекулярной фармакологии Майкл Вендт (Michael Wendt), говорит, что исследователи рака начинают понимать, что преследуют невозможную цель.

«Большая часть терапии рака нацелена на то, чтобы убить все раковые клетки. Уничтожить тело рака. Но в последнее время появилось много исследований, показывающих, что мы никогда не сможем это сделать. Раковые клетки развиваются настолько быстро, что всегда находят способ избежать любого вида терапии, — говорит Вендт. — Новая концепция лечения рака заключается в том, что мы должны попытаться не убить все раковые клетки, но задержать их в слабом состоянии, не вызывающем никаких симптомов. В состоянии бездействия».

Вендт руководил совместным исследованием, в ходе которого оказалось, что препарат фостаматиниб является эффективным средством блокирования и сдерживания метастатических раковых клеток у мышей.

Апарна Шинде (Aparna Shinde), научный сотрудник AbbVie Inc., говорит, что исследование было сфокусировано на раке молочной железы, потому что именно он зачастую приводит к метастазированию через несколько лет.

«Если у пациентки был рак молочной железы, это всегда приводит к распространению раковых клеток, — говорит она. — Рак молочной железы не считается излечимым заболеванием, это хроническое заболевание, потому что через 10 или 20 лет из-за метастазирующих клеток можно получить вторичные опухоли. Но мы показали, что можем блокировать клетки, чтобы они находились в спящем состоянии. Даже если у пациента метастазы, мы можем держать их в этом состоянии очень долгое время».

Вендт объясняет, что когда раковые клетки перемещаются от первичной опухоли в другую часть тела, они могут находиться в спящем состоянии в течение многих лет. Раковые клетки очень устойчивы к текущей медикаментозной терапии, потому что существующие препараты предназначены для клеток, растущих быстрее обычных клеток, с той же скоростью, что и раковые опухоли. Но это не касается рассеянных по организму раковых клеток, которые могут находиться в спящем состоянии в течение многих лет.

«Мы сейчас изучаем эти рассеянные клетки. Их можно удерживать в спящем состоянии вместо того, чтобы пытаться ликвидировать», — говорит Вендт.

Исследователи использовали препарат фостаматиниб, поскольку он ингибирует конкретный белок, нерецепторную тирозинкиназу (SYK), содержащийся в рассеянных раковых клетках.

«Это значительное открытие для нас, потому что это препарат с низкой токсичностью. Он предназначен для людей с хроническими заболеваниями, они могут его принимать в течение длительного времени, — говорит Вендт. — Мы считаем, что фостаматиниб — идеальный кандидат для долгосрочного воздействия lock’n’block (остановить и блокировать). Он подходит для дальнейших исследований и выяснения, можно ли стабилизировать раковые клетки в спящем состоянии. Если SYK проявляется в других онкологических заболеваниях, это может относиться и к ним».

В текущем исследовании учёные хирургическим путём удалили опухоль рака молочной железы у мышей. Клетки опухоли были помечены люциферазой, биолюминисцентным белком светлячка, позволяющим исследователям отслеживать и количественно оценивать уровень метастазирующих клеток.

Исследователи обнаружили, что раковые клетки, обработанные фостаматинибом, оставались в спящем состоянии и не вызывали метастазов в других частях тела.

«Наша работа уникальна тем, что это одна из немногих работ, в которых тестировалась терапия метастазов в постоперационных условиях. Большинство исследований сосредоточено на лечении первичной опухоли. Мы нацелены на более поздние процессы заболевания, чтобы посмотреть, сможем ли мы удерживать опухолевые клетки в спящем состоянии, — сказал Вендт. — Но клинические испытания такого рода вещей очень сложны, поскольку пациенты формально находятся в ремиссии. Мы подозреваем, что у таких пациентов спящие раковые клетки распространяются по телу, но у нас нет возможности обнаружить их прямо сейчас».