Двенадцать лет назад с помощью пересадки стволовых клеток был вылечен от ВИЧ человек, болевший перед тем, по меньшей мере, 13 лет. 10 лет назад его излечение (или, как предпочитают осторожно выражаться врачи, ремиссия) было подтверждено. К сожалению, этот потрясающий успех оказалось трудно повторить. Теперь у второго пациента, «лондонского пациента», ранее болевшего, но получившего схожую терапию, не обнаруживается в организме вируса в течение 19 месяцев. Это достаточно стойкая ремиссия, и это вселяет надежду. Однако команда врачей, стоящая за успехом, не спешит проявлять излишний оптимизм, говоря, что называть это состоявшейся и широко применимой терапией пока рано.
Предыдущий, он же первый, вероятно избавленный от ВИЧ-инфекции человек, «берлинский пациент», живущий в Берлине американец по имени Тимоти Браун, перенёс две трансплантации костного мозга при лечении рака крови, получив при этом стволовые клетки от донора с редкой генетической мутацией, присутствующей менее чем у одного процента европейцев и предотвращающей заражение ВИЧ. К сожалению, подобная трансплантация — процедура не только дорогая, но и опасная, поэтому ВИЧ как таковой не является показанием для её применения.
Миллионы людей по всему миру, заражённых ВИЧ, контролируют свою болезнь с помощью так называемой антиретровирусной терапии (АРТ), но это не излечивает их от вируса. Около 37 миллионов людей живут с ВИЧ по всему миру, но только 59% получают АРТ. Около миллиона человек умирает ежегодно по причинам, связанным с ВИЧ. Также растущую опасность представляет новая, резистентная к воздействию лекарств, форма ВИЧ.
Трансплантацию костного мозга назначают только раковым больным. Браун, выживший после двух трансплантаций и заодно, практически, вылечившийся от ВИЧ, перед этим едва не умер от жёсткой радиотерапии всего тела, применявшейся для лечения лейкемии.
«Лондонский пациент» курс радиотерапии не проходил.
«Это знаковое событие. После 10 лет неудачных попыток повторить первое успешное лечение люди задавались вопросом, не было ли оно лишь случайностью», — говорит ведущий автор исследования Равиндра Гупта (Ravindra Gupta), профессор Университетского колледжа Лондона (University College London).
Также Гупта, отмечая, что, хоть всего второй успешный случай и не позволяет пока методу претендовать на то, чтобы стать широко рекомендованной терапией, работа его группы показала, что даже более лёгкие формы лечения могут привести к полной ремиссии ВИЧ.
«Мы обучились нескольким важным моментам, — добавил он. — У радиации много побочных эффектов, из-за облучения выздоровление после пересадки костного мозга откладывается, поэтому хорошо, что мы доказали — облучение не является необходимым. Берлинский пациент также прошёл два курса химиотерапии, потому что один не подействовал. Мы сделали только один и в более мягкой версии, это важно».
Обоим пациентам трансплантировали стволовые клетки от доноров, у которых была генетическая мутация, которая предотвращает экспрессию рецептора ВИЧ, белка, называемого CCR5.
Лондонскому пациенту было диагностировано заражение ВИЧ в 2003-м, и он получал антиретровирусную терапию с 2012. Позднее, также в 2012 году, ему диагностировали лимфому Ходжкина, смертельную форму рака. Он перенёс пересадку костной ткани в 2016 году от донора с двумя копиями варианта гена CCR5, способными сопротивляться большинству штаммов вируса ВИЧ-1.
«CCR5 является чем-то важным для того, чтобы вирус завершил свой жизненный цикл. И хоть мы не можем удалить из организма множество других вещей, не причиняя вреда пациенту, — рассказывает Гупта. — мы знаем, что CCR5 может быть удалён без серьёзных последствий, потому что люди живут без этого гена». Именно на CCR5 было нацелено нашумевшее в прошлом году редактирование родившихся в Китае от ВИЧ-позитивного отца близнецов.
Международное общество борьбы со СПИДом (International AIDS Society) сообщило, что результаты второго пациента «утверждают нашу веру в то, что существует доказательство излечимости ВИЧ». Шарон Левин (Sharon Lewin), директор Института инфекций и иммунитета Питера Догерти (Peter Doherty Institute for Infection and Immunity), также подтвердила: второй случай наглядно показал — лечение реализуемо.
После трансплантации костного мозга, «лондонский пациент» оставался на антиретровирусной терапии на протяжении 16 месяцев, после чего лечение прекратилось. Регулярное тестирование подтвердило, что вирусная нагрузка пациента не выявлялась с того времени.
Но учёные обращают внимание, что эта техника подходит лишь небольшому количеству больных. «Из-за того, что редко можно найти подходящего донора, такой подход будет доступен не всем пациентам с ВИЧ, — говорит Эйне Макнайт (Aine McKnight), профессор вирусной патологии в Лондонском университете королевы Марии (Queen Mary University of London). — Тем не менее, потенциал этой работы в стимуляции исследований и поиска такой терапии, которую можно будет применять более широко».