Американские подростки, чьё поведение, внешний вид или образ жизни не соответствует общепринятому мнению относительно качеств «нормальных» мужчин или женщин, оказываются в группе риска. У таких тинейджеров выше вероятность развития психических расстройств и химических зависимостей. Это открытие было сделано в ходе опроса подростков, описывающих себя как «гендерно неконформных».
В опросе приняли участие более 6000 старшеклассников из Калифорнии и Флориды.
«Гендерная неконформность — это выражение гендера, не соответствующее социальным ожиданиям относительно мужественного — или женственного — внешнего вида и поведения», — поясняет автор исследования Мишель Джонс (Michelle Johns). Как оказалось, это явление также тесно связано с негативными последствиями для здоровья.
Предыдущие исследования показали, что гендерно неконформные люди часто сталкиваются с «социальным стрессом», следствием стигматизации, дискриминации, домогательств и насилия. Но новая работа стала первой в своём роде — она посвящена изучению психических расстройств и химических зависимостей среди гендерно неконформных подростков.
В итоге авторы исследования пришли к выводу, что «нестандартные» мальчики и девочки чаще грустят, сталкиваются с ощущением безнадёжности и даже страдают от суицидальных мыслей и/или суицидального поведения. Увеличивается и риск развития зависимости от психоактивных веществ.
Участники работы должны были ответить, как их друзья охарактеризовали бы их гендер, основываясь на «внешнем виде, стиле, одежде, походке или манере речи».
Примерно каждый пятый подросток описал себя как «умеренно» или «значительно» гендерно неконформного. Мальчики описывали себя таким образом чаще, чем девочки, кроме того, доля гендерных нонконформистов была выше среди более юных тинейджеров, а также среди представителей ЛГБТК.
Среди умеренно неконформных девочек половина отметила, что испытывает грусть и безнадёжность, в то время как выраженно неконформные девочки-подростки сообщали об этих эмоциях в 45%. По мнению исследователей, это может объясняться особыми сложностями при выборе «срединного пути» в том, что касается гендерной идентичности.
Примерно треть умеренно и значительно неконформных девочек сообщили, что всерьёз размышляли о суициде. Среди мальчиков эти показатели составили 14 и 22% соответственно.
Кокаин, марихуана, алкоголь и рецептурные препараты используют примерно 20% мальчиков с выраженной гендерной неконформностью. А среди таких же девочек исследователи обнаружили значительный разброс — так, кокаин употребляли 7,5% гендерных нонконформисток, а алкоголь — 39%.
Авторы исследования не уверены в том, можно ли экстраполировать эти данные на всех старшеклассников в США, поскольку национальные меньшинства и городские жители были представлены в выборке в необычно большом числе. Тем не менее, результаты работы указывают на необходимость разработки систем поддержки в школах. В частности, школы могли бы создать безопасные пространства и обеспечить присутствие квалифицированного персонала, оказывающего помощь гендерно неконформным учащимся. Всё это помогло бы нормализовать психическое здоровье и уменьшить потребление психоактивных веществ среди старшеклассников.