Китай не делится с Америкой образцами опасного вируса гриппа, необходимыми для создания вакцины, — об этом недавно написала The New York Times. Вскоре к ней присоединилась The Telegraph — оказывается, британцы тоже не получили важные биологические материалы от своих азиатских коллег. Китай, в свою очередь, всё отрицает: образцы, как положено, отправились за океан ещё в июле. Что происходит и почему CNN утверждает, что эпизод с Китаем — только вершина айсберга?
Азиатская разновидность вируса «птичьего гриппа» H7N9 — опасный патоген, который появился в Китае в 2013 году. По состоянию на 2017 год было зарегистрировано уже 1600 случаев заражения, и 40% больных скончались. Именно то, что болезнь протекает тяжело и часто заканчивается летальным исходом, вызывает у медиков наибольшее беспокойство. Это одна из причин, по которой Центры по контролю и профилактике заболеваний США считают китайский штамм самым опасным (степень риска оценивают как «умеренно высокую»). Другая причина — то, что у населения нет к нему иммунитета. Проблему можно решить, создав вакцину, но для этого США и другим странам нужны образцы того самого вируса.
Но по информации The New York Times, после вспышки заболевания в прошлом году, Китай до сих пор не предоставил нужные материалы американским коллегам, несмотря на то, что должен бы это сделать. В 2011 году Всемирная организация здравоохранения приняла Нормы обеспечения готовности к пандемическому гриппу (или по-английски PIP Framework) для обмена вирусами гриппа. Это соглашение предусматривает передачу между странами-участниками образцов вирусов и остальных патогенов в обмен на вакцины и другие преимущества.
Идея такого документа появилась в 2007 году, когда Индонезия отказалась делиться образцами штамма H5N1. Руководство страны возмутило то, что развитые страны получали у бедных соседей биоматериалы и на их основе готовили вакцины, которые бедные страны не могли себе позволить. Получалось, что развивающиеся государства «работали на дядю», ничего не получая взамен. После долгих переговоров возникли PIP Framework, которые предписывала вовремя делиться необходимыми образцами, не забывая платить той же монетой. В частности, благодаря PIP Framework развивающиеся страны могут получить вакцины по сниженным ценам, рассчитанным с учётом уровня доходов населения. Однако, как отмечают в колонке CNN специалисты по международным отношениям, PIP Framework, хоть и облегчает передачу штаммов между странами, не обязывает их это делать.
Тем не менее, Центры по контролю и профилактике заболеваний США всё ещё ждут образцы китайского штамма H7N9 — это корреспонденту The New York Times подтвердили представители ВОЗ и Совета национальной безопасности. Журналисты предположили, что задержка может быть связана с ухудшением отношений двух стран, но The Telegraph сообщает, что британцы тоже не получили запрошенных образцов. Китайские медики всё отрицают: газета China Daily со ссылкой на Китайские центры по контролю и профилактике заболеваний сообщает, что биоматериалы отправили в США ещё в июле. Через два дня после выхода статьи в The NYT в специальной базе данных ВОЗ появились три записи о том, что грузы из Азии отправляли в Америку в марте, мае и июле. Однако, судя по всему, ни в США, ни в Великобританию они в тот момент не дошли.
В недавней колонке CNN специалисты по международным отношениям Томас Боллики (Thomas J. Bollyky) и Дэвид Фидлер (David P. Fidler) объясняют, что проблемы с доставкой вирусных образцов — это не проблема Китая и Америки, а проблема всего мира. Затруднения такого рода возникали ещё пять лет назад, когда Дональд Трамп не был президентом и отношения между странами строились иначе. После принятия PIP Framework в 2011 ситуация, казалось бы, улучшилась, и государства начали активно делиться биоматериалами — пик такой активности пришёлся на 2013-й, тогда Китай как раз выслал образец ранних штаммов H7N9 в США. С тех пор количество образцов вирусов, отправленных в другие страны, упало как минимум наполовину. ВОЗ винит в этом несколько факторов: заблуждение в том, что вместо образцов самих вирусов достаточно прислать их генетические данные, сложность экспорта патогенов и, конечно, политические мотивы, которые влияют на решения такого рода.
Так или иначе, заключают Фидлер и Боллики, мы имеем дело не с перебоями поставок отдельных штаммов, а с тем, что существующая система работает плохо — и это угрожает нашей безопасности. «Система должна быть достаточно стабильной: отправка образцов не должна взлетать до небес в период эпидемий и снижаться тогда, когда правительства сосредоточены на других проблемах», — пишут эксперты. Оптимистичного заключения не будет: это серьёзная и потенциально опасная проблема, решить которую можно только сообща (а значит, и небыстро).